Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Проект открытого урока по праву. Тема: Происхождение государства - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Проект открытого урока по праву. Тема: Происхождение государства


Автор(ы): Тишина Ирина Викторовна, учитель английского языка и права


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Содержание проекта открытого урока

  1. Начало урока – 5 минут.
  2. Введение нового материала (определение государства) – 10 минут.
  3. Разминка “Моменты истории” - 5 минут.
  4. Работа в группах с теориями происхождения государства – 5 минут.
  5. Представление своей теории – по 2 минуты на группу.
  6. Проведение голосования – 2 минуты.
  7. Подведение итогов, творческое домашнее задание – 4 минуты.

I этап. Начало урока

В начале урока происходит установление личностного контакта учителя и учеников, принятие темы урока и включение мотива на совместную работу. Учитель должен вкратце охарактеризовать цели урока и его этапы. С первых минут урока учащиеся должны осознать необходимость правовой оценки понятия государства, многообразие подходов к такому пониманию и возможность критической оценки существующих положений в современной теории государства и права. Тема занятия должна быть доступна для наглядного восприятия и сопровождаться несколькими цитатами, на основе которых учителю будет легче подтвердить практическую ценность данного урока.
Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. (Н.А. Бердяев).
Общество составлено из двух больших классов: из тех, у которых обедов больше, чем аппетита, и тех, у которых аппетита больше, нежели обедов. (Себастьян Шамфор).
Государство - это я. (Людовик XIV).
Государство - не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему отчасти травоядного характера. (Шопенгауэр).
Цитаты зачитываются вслух, после чего ученики отмечают в своих тетрадях номер той цитаты, которая им более близка по смыслу.

II этап. Введение нового материала

Довольно логичным будет переход от одной части урока к другой, если начать введение нового материала с вопроса: “Почему в течение многих веков люди ищут определение государства и его истоки?” При ответе на вопрос учащиеся могут воспользоваться уже предложенными цитатами или своими собственными рассуждениями. Учитель может выслушать три – четыре различных мнения и попросить остальных учащихся дать краткий ответ на вопрос в своих тетрадях. После этого учитель излагает основные современные определения понятия государства и его отличительные признаки.
Ученые говорят о том, что первое человеческое общество возникло около 3 – 4,5 миллионов лет назад, государства же появились на Земле лишь 5 – 6 тысяч лет назад. Человечество долгое время довольствовалось жизнью внутри племени, рода, общины.
Власть и нормы (правила поведения людей) в догосударственный период происходили из самой жизни людей и были с ней органично связаны, так как обеспечивали социально-экономическое единство рода или племени. Орудия труда были несовершенны, и производительность такого труда была невелика. Люди добывали все необходимое для своего выживания и лишь со временем научились делать запасы и создавать более совершенные механизмы для выполнения различных работ. Изначально именно несовершенство орудий труда, незащищенность людей побудила их к совместному проживанию.
Все эти факторы оказали большое влияние на природу власти и норм первобытного общества. Можно выделить следующие признаки власти в догосударственный период:
  1. власть распространялась лишь в рамках рода и основывалась на кровных связях;
  2. власть была общественной и строилась на основах демократии;
  3. главными органами власти были родовые собрания, старейшины, военоначальники.
Особый характер власти определил и следующие признаки норм:
  1. отношения регулировались в основном обычаями;
  2. такие правила поведения существовали в памяти людей, а не на бумаге;
  3. нормы обеспечивались силой привычки, а также такими мерами, как внушением и принуждением;
  4. в основном существовали не права и обязанности, а системы табу, то есть полных запретов;
  5. нормы выражали интересы всего племени.
В какой-то момент мононормы стали нормами права, территория племени – территорией государства, воины племени превратились в армию, появилась государственная власть и государственный аппарат. До сих пор ученые спорят о том, когда и по какой причине это произошло. Формирование государства – длительный процесс, который по-разному протекал у различных народов мира. Некоторые в своем развитии пошли по западному пути, некоторые – по восточному. Ученые используют эти термины условно, так как западный путь был характерен лишь для Европы. Появление “восточных” государств было вызвано необходимостью проведения больших ирригационных работ, которые выполнялись большой группой людей на земле, находящейся в общественной собственности. Именно эти государства первыми появились 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда, Ганга, Янцзы и других. “Западные” государства появились позже, но в своем развитии довольно быстро нагнали, а затем и перегнали “восточные” государства. Появление государств на территории Европы было связано с разделением общества на классы, сопровождавшееся интенсивным формированием частной собственности. Примерами такого пути развития служат Древние Афины, Древняя Спарта, Древний Рим.
Современная наука определяет те признаки, благодаря которым мы можем отличить государство от других форм человеческого сосуществования:
  1. наличие публичной власти (аппарат управления и принуждения);
  2. система налогов, податей, займов;
  3. территориальное деление граждан;
  4. право;
  5. монополия на легальное применение силы, физического принуждения;
  6. суверенитет.
Изложение этого материала целесообразно проводить наглядно с использованием современных обучающих технологий. В заключение учитель предлагает три современных определения государства, выделяя в них одинаковые элементы, и предлагает учащимся определить для себя наиболее понятное и запоминающееся:
Государство — это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию” (Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов. М., 1994. С. 36—37).
“Государство — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом” (Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995. С. 67).
В учебном пособии “Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства” (М., 1995) под редакцией А.Б. Венгерова дается понятие государства в широком и узком смыслах слова. В широком как властно-политически организованное общество, как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. В узком как система различных учреждений публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий и охраняющий интересы как определенных классов и социальных групп, так и общества в целом (с. 102).

III этап. Разминка “Моменты истории”

Обсуждение этой темы было бы неполным, если не проанализировать процесс образования государственности у восточных славян. С целью смены ведущей деятельности учащимся предлагается тест по истории государства и права России, вопросы которого связаны с материалом, изучаемым на уроках истории. Тест может выполняться в группах или индивидуально. Можно также использовать фронтальную работу, которая ускоряет процесс и дает возможность большинству учащихся получить удовлетворение от результатов тестирования.
1. Правило “Юрьего дня” было установлено:
  1. Русской правдой;
  2. Псковской судной грамотой;
  3. Судебником 1497 года;
  4. Судебником 1550 года;
  5. Соборным Уложением 1649 года.
2. В Соборном Уложении 1649 года курение табака наказывалось:
  1. битьем кнутом;
  2. штрафом;
  3. исправительными работами;
  4. смертной казнью;
  5. выселением на свободные земли.
3. Впервые Россия была провозглашена республикой:
  1. 6 августа 1905 года;
  2. 15 января 1917 года;
  3. 1 сентября 1917 года;
  4. 25 октября (7 ноября) 1917 года;
  5. 5 августа 1920 года.
4. Древнерусское государство по своей форме было:
  1. демократией;
  2. военной демократией;
  3. тиранией;
  4. раннефеодальной монархией;
  5. абсолютной монархией.
5. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло:
  1. в 988 г.;
  2. в 682 г.;
  3. в 862 г.;
  4. в 882 г.;
  5. в 1167 г.
6. Собрание законов Российской империи и свод законов Российской империи были составлены комиссией во главе с:
  1. С.Е. Десницким;
  2. Петром I;
  3. Екатериной II;
  4. М.М. Сперанским;
  5. Н.М. Карамзиным.
7. При образовании СССР первоначально в него вошли:
  1. 3 республики;
  2. 4 республики;
  3. 5 республик;
  4. 8 республик;
  5. 12 республик.
8. В связи с чем Х съезд РКП (б) был вынужден принять решение о переходе к Новой Экономической политике (НЭП)?
  1. В связи с окончанием гражданской войны.
  2. В связи с глубоким экономическим кризисом.
  3. В связи с неприемлемостью военных методов работы и управления страной в условиях мира.
  4. В связи с созданием частного сектора хозяйства.
9. На рубеже каких годов в стране формируется тоталитарная система власти?
  1. на рубеже 1918-1920 гг.;
  2. на рубеже 1920-1930 гг.;
  3. на рубеже 1935-1936 гг.;
  4. на рубеже 1937-1940 гг.
10. Какой высший чрезвычайный орган был создан в июне 1941 г. по постановлению Президиума Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б)?
  1. Особая система военной юстиции;
  2. Государственный Комитет Обороны (ГКО);
  3. Совет по делам эвакуации;
  4. Ставка Верховного Главного командования.
11. С чем было связано смещение в октябре 1964 г. Н.С. Хрущева с высших государственных и партийных постов?
  1. с сочетанием идеологического консерватизма с экономическими реформами;
  2. с формированием жесткого внешнеполитического курса;
  3. с персонализацией власти и укреплением позиций партийно-государственной бюрократии;
  4. с неустойчивостью ситуации, к которой привели начинаемые им реформы, восстановили против него разные слои общества.
12. Под какими лозунгами проходила радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 году?
  1. "Больше социализма";
  2. "Гласность";
  3. "Суверенитет";
  4. "Демократия".
13. К чему привела политическая либерализация в 1988-1990 гг.?
  1. к потере монополии КПСС на власть и переходу к многопартийности;
  2. к приватизации государственной собственности;
  3. к проведению денежной реформы, направленной на борьбу с "теневой политикой".
14. Когда президенты России, Украины и Белоруссии заявили о том, что "Советский Союз более не существует" и что ими образовано "Содружество Независимых Государств" (СНГ)?
  1. В 1989 г.
  2. В 1990 г.
  3. В 1991 г.
  4. В 1992 г.
Учитель должен подвести итоги работы в виде удовлетворения уровнем знаний учащихся и предложить в виде вывода следующую информацию.
Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.22 | Просмотров: 2675

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340