Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Реализация профессиональных планов выпускников как один из критериев оценки их профессионального самоопределения - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Реализация профессиональных планов выпускников как один из критериев оценки их профессионального самоопределения


Автор(ы): Демина Эльвира Михайловна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям “во взрослой жизни”. При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д.. И причины не только в “закрытости” рынка труда для молодых и неопытных. Но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказывается не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью.
Переход к рынку труда не только внес коррективы, но и существенно изменил подходы к разработке теории и практики профессионального самоопределения молодежи. Дело в том, что в условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. В связи с этим каждому специалисту необходимо не только постоянно совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению вида профессиональной деятельности, проявлять экономическую активность, уметь самореализоваться в плоскости общественных работ.
Рынок влечет за собой и такие явления, как безработица, формирование новых хозяйственных структур, переподготовка и перемещение значительных масс людей.
Вместе с тем в силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась недостаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Произошла переоценка нравственных ценностей, снизилась культура труда, серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования.
Фаза выбора профессии и формирования профессиональных намерений недостаточно изучена, так как изменились внешние условия, и она должна реализоваться с учетом развития техники, технологии общественного устройства, спроса и предложений на рынке труда и других факторов. Например, завтра появляются новые технологии и не только в так называемой сфере производства, но и в других сферах: информационных, социальных, образовательных. А, следовательно, появляются и новые виды труда, новые профессии, новые трудовые посты и перспективы профессионального роста. Содержание труда меняется настолько, что даже при сложившихся названиях профессий, оно не адекватно означенной профессии.
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает разделение данного процесса на периоды или стадии.
Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (до 12 лет). Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (училище, техникум, вуз). Это стадия профессиональной подготовки. Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств.
Учащиеся музыкального, художественного, хореографического отделений Государственной общеобразовательной школы-интерната “Гимназия искусств при Главе Республики Коми” проходят данные стадии практически одновременно, поскольку обучаются в стенах нашего учебного заведения с 1-5 класса (т.е. с 7-12 лет). Подробнее о гимназии см. <Приложение>.

Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Чтобы определиться, школьнику нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.
Нередко согласование всех этих позиций затруднено. Если иметь в виду еще и социально-экономические факторы, позиции родственников, то становится очевидным, что профессиональное самоопределение, как правило, означает конфликт, который можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических:
  • между склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии;
  • осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы;
  • притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест;
  • склонностью и представлениям о престиже профессии;
  • желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении;
  • несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др.
В консультационной практике мы сталкиваемся с такими проблемными ситуациями профессионального выбора, как:
  • низкая самооценка, слабые склонности, неумение выделить у себя профессионально значимые качества;
  • заниженная самооценка, слабые склонности;
  • заниженная самооценка, яркие интересы, высокая требовательность к себе;
  • завышенная самооценка, слабые склонности, ориентация на материальный статус;
  • завышенная самооценка, выраженные склонности, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть.
Во всех этих ситуациях оптанты испытывают затруднения в построении профессионального плана, когда осуществляется реальный выбор профессионального учебного заведения или другой формы приобретения профессии и профессионального становления.
Результатом заключительного цикла профессионального самоопределения школьника (как деятельности его самого) и является его личный профессиональный план, то есть план профессионального старта дальнейших шагов по осваиванию профессий.
Проведенное в гимназии искусств исследование профессионального самоопределения выпускников 11 классов 2005 года выявило наличие нескольких ситуаций выбора профессии, в результате чего вся выборка разделилась на три группы (см. таблицу 1).
Таблица 1
Результаты анализа профессиональных планов
(в %-ном соотношении к общему количеству оптантов каждого класса)
% от выборки Выпускники художественного отделения (%) Выпускники гуманитарного отделения (%)
Уверенный профплан 50 61,5 33
Неуверенный профплан 31 9 47
Необоснованный профплан 19 18 20
Первую группу составили 50% всех обследованных (13 человек), чей профессиональный план отличается высоким уровнем сформированности: испытуемые показали хорошее владение информацией о выбранной профессии и профессионально важных качествах, соответствие выбора познавательным интересам и личностным особенностям, сформирован путь профессионализации, включены запасные варианты, т.к. планируется поступление на конкурсные специальности. На основании этого мы констатируем, что профессиональные планы оптантов данной группы сформированы и отличаются уверенностью.
Уверенный профплан более присущ выпускникам художественного отделения, сделавшим свой профессиональный выбор (в рамках профессиональной сферы “изобразительное искусство”) в младшем звене и занимающимся допрофессиональной подготовкой практически все школьные годы. Все выпускники ориентируются на профессии данной сферы: художник, дизайнер, архитектор, технолог-конструктор. Выбраны соответствующие вузы, имеющие данные специализации: Ухтинский государственный технический университет, Сыктывкарский государственный университет, Санкт-Петербургский Университет технологии и дизайна и др.
Выпускниками гуманитарного отделения были выбраны профессии: учителя, биолога, филолога, менеджера, и соответственно учебные заведения: КГПИ, СГУ, РГПУ им. А.И.Герцена.
Вторую группу составил 31% всех обследованных (8 человек), чей профессиональный план отличается средним уровнем сформированности. Они показали хорошее владение информацией о выбранной профессии и профессионально важных качествах, сделанный выбор соответствует их познавательным интересам, но путь профессионализации не сформирован. Оптанты не владеют информацией об учебных заведениях: выбранные вузы не соответствуют избранной специализации. В данной ситуации профессиональный план отличается неуверенностью.
Подавляющее большинство этой группы составляют выпускники гуманитарного отделения: успешные по многим учебным предметам, подтверждающие познания и умения во внеучебной деятельности (выступлениями на конференциях различного уровня), они пытаются расставить приоритеты в своих интересах, что, как видим, дается им непросто.
В третью группу вошли 19% всех обследованных (5 человек). У испытуемых также имеется профессиональный план, но он не обоснован: не совпадает с областью профессиональной направленности и познавательных интересов, либо индивидуальные свойства оптанта не соответствуют выбранной профессии (например, при выборе как основного варианта профессии медработника, оптант собирался поступать в Театральную академию “на актрису”).
Данная группа представлена двумя выпускниками художественного отделения и тремя – гуманитарного. Причем все эти дети обучались в стенах гимназии по два года: из добора в 10-е классы.
Таким образом, на основании анализа профессиональных планов выпускников мы можем сделать вывод о том, что ранняя профилизация обучения и глубокая допрофессиональная подготовка в стенах нашего инновационного учебного заведения способствуют более эффективному выстраиванию индивидуа...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.23 | Просмотров: 1294

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340