Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внедрение школы полного дня как способ расширения воспитательного пространства образовательного учреждения - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Внедрение школы полного дня как способ расширения воспитательного пространства образовательного учреждения


Автор(ы): Мячина Елена Владимировна, заместитель директора, учитель экономики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В законе “Об образовании” указывается, что “Образование –это процесс воспитания и обучения подрастающего поколения …”. Воспитание – это постоянная проблема, вокруг которой разворачивались споры о том, каким оно должно быть.
Воспитание сегодня – наиважнейшая задача, требующая рассмотрения в первоочередном порядке. Как пишет П.П.Блонский – мы должны воспитать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению.
При этом, направление “школа полного дня” для некоторых школ Москвы не является кардинально новым, но по-прежнему остается инновационным направлением.
Попытка внедрения полного дня в некоторые школы Москвы несколько десятилетий назад не везде дала положительный результат – в Москве много культурных центров, домов творчества, клубов по интересам – куда учащийся может пойти во второй половине дня.
Возвращение в настоящее время методики школы полного дня связано с реформированием системы образования, направленным не только на всесторонне развитую, индивидуально обособленную личность, но и коммуникабельную, самостоятельную, умеющую решать сложные жизненные задачи личность.
Школа, которая работает в режиме полного дня, становится особым социо-культурным пространством, “общим местом” жизнедеятельности детей и взрослых, в котором образовательная и воспитательная среда оказывается более комфортной и безопасной, чем за ее границами.
Педагогический штат школы, как правило, дополняется педагогами дополнительного образования, психологами, воспитателями групп продленного дня и другими специалистами.
Такая работа школы в режиме полного дня позволяет более полно использовать возможности учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода.
Ребенок, занимаясь в школе полного дня может быть как в коллективе, так и вне коллектива. Здесь могут быть как коллективные, так и индивидуальные занятия, поэтому формы коллективного и индивидуального пребывания ребенка в школе сочетаются очень разумно.
В рамках программы “Столичное образование” стоит задача дать детям в средней школе не только “качественное образование – каждому ребенку”, но и соответствующее воспитание, что позволяет повысить роль воспитания в образовательном процессе, в социализации детей, активном включении детей в социальную практику, в общественно-значимую деятельность.
Ключевым направлением является деятельность, согласно городской программе “Столичное образование”, направленная на воспитание здорового нравственно и физически, интеллектуального, с большим запасом знаний и высокой духовности гражданина, находящегося в атмосфере взаимопонимания, взаимоподдержки, в едином коллективе взрослых и детей.
Система школы полного дня позволяет развивать личность ребенка и через систему дополнительного образования в школе.
Наличие в школе высококвалифицированных специалистов обеспечивает это.
Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей. Воспитательная система строится из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, реализацию программ воспитания округа и города, преемственности детский сад-школа-вуз, экскурсионной и творческой деятельности.
Система воспитательной работы формируется и расширяется по основным направлениям: нравственное воспитание: воспитание моральных устоев личности, взаимоотношений в коллективе, художественно-эстетическое и трудовое воспитание: формируется художественный вкус, знание и понимание культуры народов, отношение к труду, культура здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, проведение дней здоровья, профилактические осмотры и диспансеризации, гражданско-патриотическое воспитание – воспитание гражданина России, ученического самоуправления, системы работы классного руководителя, общешкольных дел (традиций).
Рассматривая школу полного дня с одной стороны, можно сделать вывод о формировании нового пространства жизнедеятельности учащихся, более безопасного, чем общепринятое пространство, в котором ребенок находится ежедневно. Но с другой стороны в школе полного дня появляется достаточное количество свободного времени для учащихся – оно может использоваться как время самоподготовки, отдыха или организации досуга через посещение кружков или секций по интересам. Но появление дополнительного времени у педагогов позволяет им не просто расширить имеющееся воспитательное пространство, а серьезно изменить влияние школы на подрастающее поколение, сделав это с применением современных методов, способов, иными словами – через внедрение инноваций.
Свободное воспитательное пространство школы полного дня необходимо чем-то наполнять. Это могут быть инновационные технологии, которые уже готовы к внедрению в обычную школу, но в связи с наличием четкой структуры воспитательной работы и занятостью каждого отдельно взятого сектора, не могли быть использованы в полном объеме – просто не хватало времени.
В мировой литературе понятие “инновация” интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах или технологиях.
В современном российском образовании не существует определенной и общепринятой концепции инновационной деятельности в образовании и отсутствует внятный, устоявшийся тезаурус инновационной деятельности, ее отдельные термины многозначны и размыты, что создает устойчивую иллюзию общепонятности.
В последние два-три года понятие об инновациях в образовании вообще стало предметом изменения и о нем ходят неясные интуитивные мнения и выдумки, которые колеблются между двумя альтернативами. С одной стороны, говорят, что инновациями занимаются все – особенно при разработке конкретных исследовательских тем, а потому и не нуждаются в каком-либо особом исследовании или обсуждении того, что такое инновации в образовании. С другой стороны видны идеи о необходимости оценки инноваций, разработки критериев их валидности, отсеивания мнимых инноваций, что, очевидно, предполагает построение соответствующей исследовательской программы.
Большинство школ России успешно внедряют инновации, которые помогают им совершенствовать учебно-воспитательный процесс.
Любое отставание от внедрения инноваций приводит к отставанию в нововведениях, которые стареют морально довольно быстро.
Внедрение нововведений - всегда процесс довольно болезненный для педагогических структур. Во всех случаях альтернативные технологии сталкиваются с предыдущими принятыми решениями. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений. Другая причина неопределенности связана с самими нововведениями. Ведь результат их внедрения, как правило, неизвестен, но с накоплением опыта эта неопределенность как правило, должна исчезнуть. Но здесь возникает снижение риска применения нововведения от его использования, и снижается предел его распространения. Следовательно, для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.
Для наиболее успешного управления внедрением инновационной деятельности необходимо тщательное изучение инноваций. Новизна инноваций оценивается по технологическим позициям и рыночным параметрам.
Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.
Например, ученическое самоуправление. Разработка различных форм организации учебного процесса и процесса воспитания и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялось человечеством с незапамятных времен.
Самоуправление – это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни. Современный этап развития школьного самоуправления условно начинается с момента зарождения школьных советов.
В настоящее время практически в каждой школе есть школьный ученический совет самоуправления, но к сожалению, не во всех школах он работает в реальном смысле. В основном, речь идет о соуправлении. Еще пять лет назад можно было говорить лишь о незначительном проценте школ, в которых действовали ученические советы самоуправления. Главной причиной такого медленного развития самоуправления является не только игнорирование педагогических принципов и психологических требований к построению школьного самоуправления, но и отсутствие эффективной системы управления внедрением инноваций в воспитательную работу школы при быстром росте количества инноваций и, как следствие, сильной загруженностью педагогического коллектива в попытках внедрения инноваций.
Но в школе полного дня, как правило, ученическое самоуправление развивается более а...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1702

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340