Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Анализ результатов экспериментальной работы по воспитанию и обучению подростков-депривантов в образовательном учреждении 11 типа - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Анализ результатов экспериментальной работы по воспитанию и обучению подростков-депривантов в образовательном учреждении 11 типа


Автор(ы): Гончарова Наталья Геннадьевна, директор, учитель французского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Процесс развития личности школьника определяют следующие условия и факторы:
1. Природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера.
2. Особенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку. В настоящее время наше семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: широкое распространение преступности, пьянства, наркомании, огромное число разводов и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Школа должна возместить недостатки, издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях.
3. Социальная среда, в которой живет и развивается человек.
Здесь подразумевается как общество в целом, так и те микросреды, в которые попадает человек по мере взросления.
4. Самый важный фактор развития личности школьника – это самовоспитание, саморазвитие человека. Воспитание ребенка в семье, в школе только тогда будет эффективным, если оно постепенно перейдет на качественно новую ступень – самовоспитание.
5. Образовательные учреждения. От того, каковы эти учреждения, какие цели они реализуют, какова социальная среда, создаваемая в них, каково их влияние на обучающихся, решающим образом зависят особенности и характер развивающейся личности каждого воспитанника этого учреждения.
Исходя из анализа исследований, наблюдений, адаптационных мероприятий с подростками в организационно-педагогических условиях Центра, нами выделены и использованы в ходе эксперимента критерии, определяющие уровень развития школьника, со следующими показателями.
Когнитивный критерий. Показатели: уровень общеобразовательных знаний, умений и навыков, уровень общеучебных знаний, умений и навыков, темп учебной деятельности, уровень познавательной активности, наличие стойких познавательных интересов, а также гибкость и оперативность мышления ребенка, наблюдательность и способность к синтезу и обобщению, креативность и ее проявления в деятельности, память и ее оперативность, удовлетворенность от познания.
Конативный (поведенческий) критерий. Показатели: восприимчивость к морально-нравственным нормам и правилам, сознательность и дисциплинированность по отношению к общественно значимым видам деятельности, чувство долга и ответственности, соблюдение требований распорядка деятельности в учреждении, культура поведения, отказ от вредных привычек (бродяжничество, алкоголизм, наркомания, аморальное поведение и др.), эмоциональная устойчивость.
Нравственно-волевой критерий. Показатели: самостоятельность и целеустремленность, воля, трудоспособность и умение доводить начатое дело до конца, самокритичность и смелость, положительное отношение к труду, самосознание и моральное сознание, автономная мораль.
Социальный критерий. Показатели: Сформированность нравственно-правовой устойчивости; социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении; профессиональных планах и способность к профессиональной самореализации, расширение сферы жизненных интересов, просоциальных уровней притязаний, способность строить продуктивные отношения с окружающими людьми и социальными институтами.
Для оценки показателей разработаны 4 уровня: оптимальный, высокий, средний, низкий. В ходе эксперимента проводились исследования по каждому критерию развития личности обучающегося Центра. В ходе исследования (2001-2006г.г.) по результатам наблюдений специалистов образовательного учреждения выносились оценочные суждения о каждом ребенке с дальнейшим определением в соответствии с показателями уровня развития личности школьника по представленным критериям в определенных организационно-педагогических условиях взаимодействия школы и социальной среды в процессе развития личности школьника. Ниже приведены характеристики уровней развития личности школьника по когнитивному критерию (в качестве примера).
Критерий Уровень Характеристика
Когнитивныйкритерий Оптимальный Личность выступает как субъект дидактических отношений, осознает и использует свои права и возможности выбора в процессе обучения, признает и выполняет обязанности и ответственность в нем. Высокий уровень учебной мотивации. Ученик имеет сформированные надпредметные способы деятельности, устойчивые ЗУНы по предметам школьной программы. Имеет глубокий интерес к большинству учебных предметов. Высокий темп учебной деятельности.
Высокий Личность осознает себя субъектом дидактических отношений учитель-ученик, знает свои права и обязанности в процессе обучения. Интерес к процессу, содержанию обучения. Преобладают познавательные и социальные мотивы учебной деятельности. Сформированы организационные, коммуникативные надпредметные способы деятельности, Интеллектуальные общеучебные ЗУНы развиты. Познавательная активность требует мотивации и стимулирования со стороны учителя.
Средний. Ученик выступает в качестве объекта обучения. Учебная мотивация низкая, преобладающее влияние имеют эмоциональная и … группы методов стимулирования. Преобладает интерес к внешним результатам процесса обучения. Недостаточное развитие познавательных процессов. Медленный темп учебной деятельности. Имеет слабо сформированные надпредметные способы деятельности и ЗУНы по предметам.
Низкий. Отсутствие мотивации к обучению, отсутствие интереса к процессу, содержанию, внешним результатам обучения. Несформированность надпредметных способов деятельности, большие пробелы в ЗУНах по предметам школьной программы. Недостаточное развитие психических функций. Сильное влияние негативного опыта предыдущего обучения. Низкий темп учебной деятельности.
Исследования проводились на обучающихся Центра, направленных на обучение психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений Кузнецкого района, города Новокузнецка, Комиссией по делам несовершеннолетних администрации Кузнецкого района. Это дети и подростки из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей, либо дети- воспитанники Детского дома №1 и Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Все подростки перед поступлением в наше образовательное учреждение не посещали общеобразовательные школы в течение длительного времени. На момент поступления в Центр лечебной педагогики все дети имели ярко выраженные формы школьной и социальной дезадаптации.
Таким образом, исходя из имеющихся данных, за основу этапов эксперимента мы взяли длительность воздействия на детей и подростков специфических организационно-педагогических условий взаимодействия Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения и социальной среды в процессе развития личности школьника.
1 этап - обучение в учреждении в течение 4-5 лет с 2001 по 2006 годы;
2 этап – обучение в течение 3-4 лет с 2002 по 2006 годы;
3 этап – обучение в течение 2-3 лет с 2003 по 2006 годы;
4 этап - обучение в Центре в течение 1 года с 2005 по 2006 год.
В ходе исследования рассматривались показатели уровня развития личности школьника
1 – на момент поступления в образовательное учреждение;
2 – на момент окончания данного периода обучения в Центре.
При оценке уровня развития личности обучающегося в ходе эксперимента по представленным выше критериям с показателями нами учитывались следующие конкретные данные:
  • успешные результаты ускоренного прохождения учебных программ (два класса за один учебный год);
  • показатели успеваемости, качества, уровня и степени обученности;
  • личные достижения обучающихся во внеурочной учебной деятельности на уровне района, города, области, России;
  • трудоустройство и профессиональное образование выпускников;
  • участие в волонтерском движении, общественно-полезном труде, культурно-массовых мероприятиях на различных уровнях и т.д.
Таблица 1. Показатели уровней развития личности подростка в условиях образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Критериальные уровни 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап
Количество обучающихся 13 12 26 37
1 2 1 2 1 2 1 2
Конативный критерий.
Оптимальный - - - - - - - -
Высокий - 30 - 9 - 8 - -
Средний 23 70 - 82 - 54 23 45
Низкий 77 - 100 9 100 38 77 55
Когнитивный критерий.
Оптимальный - 15 - 18 - 4 - -
Высокий - 74 - 63 4 45 - 17
Средний 8 23 - 19 23 35 10 53
Низкий 92 - 100 - 73 16 90 30
Социальный критерий.
Оптимальный - 15 - - - - - -
Высокий - 46 - 64 - 36 - 8
Средний 30 30 55 36 18 40 27 40
Низкий 70 9 45 - 82 24 73 52
Нравственно-волевой критерий.
Оптимальный - - - - - - - -
Высокий - 40 - 36 - 23 - 5
Средний 15 60 - 55 - 54 18 40
Низкий 85 - 100 9 100 23 82 55
Анализируя показатели опытно-экспериментальной работы на всех этапах по конативному критерию развития личности школьников, мы видим, что в результате воздействия на обучающихся специфических организационно-педагогических условий нашего образовательного учреждения, произошли позитивные изменения в уровнях развития. Высокого уровня развития достигли к концу периода в каждой группе соответственн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.25 | Просмотров: 1645

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340