Главная / Методические материалы / Администрирование школы
Анализ результатов экспериментальной работы по воспитанию и обучению подростков-депривантов в образовательном учреждении 11 типа
Автор(ы): Гончарова Наталья Геннадьевна, директор, учитель французского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Процесс развития личности школьника определяют следующие условия и факторы: 1. Природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. 2. Особенности семьи и ее отношение к родившемуся и взрослеющему ребенку. В настоящее время наше семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: широкое распространение преступности, пьянства, наркомании, огромное число разводов и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Школа должна возместить недостатки, издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях. 3. Социальная среда, в которой живет и развивается человек. Здесь подразумевается как общество в целом, так и те микросреды, в которые попадает человек по мере взросления. 4. Самый важный фактор развития личности школьника – это самовоспитание, саморазвитие человека. Воспитание ребенка в семье, в школе только тогда будет эффективным, если оно постепенно перейдет на качественно новую ступень – самовоспитание. 5. Образовательные учреждения. От того, каковы эти учреждения, какие цели они реализуют, какова социальная среда, создаваемая в них, каково их влияние на обучающихся, решающим образом зависят особенности и характер развивающейся личности каждого воспитанника этого учреждения. Исходя из анализа исследований, наблюдений, адаптационных мероприятий с подростками в организационно-педагогических условиях Центра, нами выделены и использованы в ходе эксперимента критерии, определяющие уровень развития школьника, со следующими показателями. Когнитивный критерий. Показатели: уровень общеобразовательных знаний, умений и навыков, уровень общеучебных знаний, умений и навыков, темп учебной деятельности, уровень познавательной активности, наличие стойких познавательных интересов, а также гибкость и оперативность мышления ребенка, наблюдательность и способность к синтезу и обобщению, креативность и ее проявления в деятельности, память и ее оперативность, удовлетворенность от познания. Конативный (поведенческий) критерий. Показатели: восприимчивость к морально-нравственным нормам и правилам, сознательность и дисциплинированность по отношению к общественно значимым видам деятельности, чувство долга и ответственности, соблюдение требований распорядка деятельности в учреждении, культура поведения, отказ от вредных привычек (бродяжничество, алкоголизм, наркомания, аморальное поведение и др.), эмоциональная устойчивость. Нравственно-волевой критерий. Показатели: самостоятельность и целеустремленность, воля, трудоспособность и умение доводить начатое дело до конца, самокритичность и смелость, положительное отношение к труду, самосознание и моральное сознание, автономная мораль. Социальный критерий. Показатели: Сформированность нравственно-правовой устойчивости; социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении; профессиональных планах и способность к профессиональной самореализации, расширение сферы жизненных интересов, просоциальных уровней притязаний, способность строить продуктивные отношения с окружающими людьми и социальными институтами. Для оценки показателей разработаны 4 уровня: оптимальный, высокий, средний, низкий. В ходе эксперимента проводились исследования по каждому критерию развития личности обучающегося Центра. В ходе исследования (2001-2006г.г.) по результатам наблюдений специалистов образовательного учреждения выносились оценочные суждения о каждом ребенке с дальнейшим определением в соответствии с показателями уровня развития личности школьника по представленным критериям в определенных организационно-педагогических условиях взаимодействия школы и социальной среды в процессе развития личности школьника. Ниже приведены характеристики уровней развития личности школьника по когнитивному критерию (в качестве примера). Критерий | Уровень | Характеристика | Когнитивныйкритерий | Оптимальный | Личность выступает как субъект дидактических отношений, осознает и использует свои права и возможности выбора в процессе обучения, признает и выполняет обязанности и ответственность в нем. Высокий уровень учебной мотивации. Ученик имеет сформированные надпредметные способы деятельности, устойчивые ЗУНы по предметам школьной программы. Имеет глубокий интерес к большинству учебных предметов. Высокий темп учебной деятельности. | | Высокий | Личность осознает себя субъектом дидактических отношений учитель-ученик, знает свои права и обязанности в процессе обучения. Интерес к процессу, содержанию обучения. Преобладают познавательные и социальные мотивы учебной деятельности. Сформированы организационные, коммуникативные надпредметные способы деятельности, Интеллектуальные общеучебные ЗУНы развиты. Познавательная активность требует мотивации и стимулирования со стороны учителя. | | Средний. | Ученик выступает в качестве объекта обучения. Учебная мотивация низкая, преобладающее влияние имеют эмоциональная и … группы методов стимулирования. Преобладает интерес к внешним результатам процесса обучения. Недостаточное развитие познавательных процессов. Медленный темп учебной деятельности. Имеет слабо сформированные надпредметные способы деятельности и ЗУНы по предметам. | | Низкий. | Отсутствие мотивации к обучению, отсутствие интереса к процессу, содержанию, внешним результатам обучения. Несформированность надпредметных способов деятельности, большие пробелы в ЗУНах по предметам школьной программы. Недостаточное развитие психических функций. Сильное влияние негативного опыта предыдущего обучения. Низкий темп учебной деятельности. | Исследования проводились на обучающихся Центра, направленных на обучение психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений Кузнецкого района, города Новокузнецка, Комиссией по делам несовершеннолетних администрации Кузнецкого района. Это дети и подростки из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей, либо дети- воспитанники Детского дома №1 и Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Все подростки перед поступлением в наше образовательное учреждение не посещали общеобразовательные школы в течение длительного времени. На момент поступления в Центр лечебной педагогики все дети имели ярко выраженные формы школьной и социальной дезадаптации. Таким образом, исходя из имеющихся данных, за основу этапов эксперимента мы взяли длительность воздействия на детей и подростков специфических организационно-педагогических условий взаимодействия Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения и социальной среды в процессе развития личности школьника. 1 этап - обучение в учреждении в течение 4-5 лет с 2001 по 2006 годы; 2 этап – обучение в течение 3-4 лет с 2002 по 2006 годы; 3 этап – обучение в течение 2-3 лет с 2003 по 2006 годы; 4 этап - обучение в Центре в течение 1 года с 2005 по 2006 год. В ходе исследования рассматривались показатели уровня развития личности школьника 1 – на момент поступления в образовательное учреждение; 2 – на момент окончания данного периода обучения в Центре. При оценке уровня развития личности обучающегося в ходе эксперимента по представленным выше критериям с показателями нами учитывались следующие конкретные данные: - успешные результаты ускоренного прохождения учебных программ (два класса за один учебный год);
- показатели успеваемости, качества, уровня и степени обученности;
- личные достижения обучающихся во внеурочной учебной деятельности на уровне района, города, области, России;
- трудоустройство и профессиональное образование выпускников;
- участие в волонтерском движении, общественно-полезном труде, культурно-массовых мероприятиях на различных уровнях и т.д.
Таблица 1. Показатели уровней развития личности подростка в условиях образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Критериальные уровни | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | Количество обучающихся | 13 | 12 | 26 | 37 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Конативный критерий. | Оптимальный | - | - | - | - | - | - | - | - | Высокий | - | 30 | - | 9 | - | 8 | - | - | Средний | 23 | 70 | - | 82 | - | 54 | 23 | 45 | Низкий | 77 | - | 100 | 9 | 100 | 38 | 77 | 55 | Когнитивный критерий. | Оптимальный | - | 15 | - | 18 | - | 4 | - | - | Высокий | - | 74 | - | 63 | 4 | 45 | - | 17 | Средний | 8 | 23 | - | 19 | 23 | 35 | 10 | 53 | Низкий | 92 | - | 100 | - | 73 | 16 | 90 | 30 | Социальный критерий. | Оптимальный | - | 15 | - | - | - | - | - | - | Высокий | - | 46 | - | 64 | - | 36 | - | 8 | Средний | 30 | 30 | 55 | 36 | 18 | 40 | 27 | 40 | Низкий | 70 | 9 | 45 | - | 82 | 24 | 73 | 52 | Нравственно-волевой критерий. | Оптимальный | - | - | - | - | - | - | - | - | Высокий | - | 40 | - | 36 | - | 23 | - | 5 | Средний | 15 | 60 | - | 55 | - | 54 | 18 | 40 | Низкий | 85 | - | 100 | 9 | 100 | 23 | 82 | 55 | Анализируя показатели опытно-экспериментальной работы на всех этапах по конативному критерию развития личности школьников, мы видим, что в результате воздействия на обучающихся специфических организационно-педагогических условий нашего образовательного учреждения, произошли позитивные изменения в уровнях развития. Высокого уровня развития достигли к концу периода в каждой группе соответственн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.25 | Просмотров: 1645
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|