Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа дополнительного образования по краеведению Мой край северный - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Программа дополнительного образования по краеведению Мой край северный


Автор(ы): Малинин Иван Алексеевич, Директор школы-интерната


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Важнейшим направлением краеведческой работы является воспитание и образование подрастающего поколения. Накопленные знания по истории и культуре края, научные исследования и поисковую работу краеведов необходимо донести до широких масс. Эту задачу с успехом может решить школа. В 2007 году наш автономный округ отметил 77 годовщину со дня своего образования, за эти годы суровая, некогда богом забытая земля превратилась в уникальный нефтегазодобывающий центр общероссийского и мирового масштаба.
Внимание к этим и другим примечательным фактам истории будет способствовать росту интереса к истории Ямало-Ненецкого автономного округа и России в целом, благотворно скажется на воспитании патриотизма школьников.
Можно по-разному относиться к месту, где живешь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к этому региону, как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить и дальше, как-то устроить свою жизнь, - тогда важно знать историю, географию, экономику и культуру.
Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины - Ямала, как части России. Большое значение программа придает краеведческой работе с семьями учащихся, живыми носителями изучаемой истории, культуры и традиций Крайнего Севера. Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания школьников. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Программа дополнительного образования рассчитана на пять лет, представляет собой внеурочную деятельность для учащихся 5-8 классов, она построена с учетом интеграции содержания курсов: “Литературное краеведение”, “История культуры народов Ямала”, “История Ямала” и краеведческих материалов школьного музея. В программе указано примерное количество часов, это в свою очередь дает возможность учителю выбрать свою систему занятий в зависимости от реальных возможностей класса и школы. Цели и задачи данной программы вытекают из приоритетности педагогических проблем.
Цели:
  1. Формирование реальных представлений у учащихся о природных, исторических, социально-экономических системах округа, осознанного отношения к достижениям национальной культуры;
  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследования, наблюдения, экспериментальной работы.
Задачи программы:
  1. Воспитание патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине, позитивных установок для решения экологических, исторических, социально-экономических проблем своей страны, своего региона, своей местности; формирование потребности к активному соучастию в решении социально-экономических, экологических и других проблем Ямала; сохранение и изучение традиций культуры коренных народов Крайнего Севера;
  2. Углубленное изучение истории, природы, экономики и экологии округа; развитие навыков наблюдения, исследования, проектирования, ознакомления с методами познания объектов краеведения;
  3. Приобретение компетентности в использовании полученных знаний и умений в повседневной жизни, в выборе учащимися путей рационального и эффективного приложения сил на благо округа и России.
Принципы краеведческого воспитания и образования:
  1. Принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания;
  2. Принцип демократичности - достигается не только тем, что общеобразовательное учреждение определяет вариант ее реализации, но и тем, что учитель самостоятельно избирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
  3. Принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий.
  4. Принцип гуманизации - достигается за счет ведения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края. Школьники получат сведения об истории территориального и хозяйственного освоения ЯНАО, познакомятся с выдающимися людьми: деятелям науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в освоение и развитие региона.
Основные направления краеведческой работы:
  1. Историко-краеведческое: сбор материалов и фактов о жизни и обычаях коренных народов Крайнего Севера; знакомство с культурой края; изучение истории Ямала.
  2. Эколого-краеведческое направление ориентировано на формирование экологической культуры подрастающего поколения, знакомство с растительным и животным миром Ямала;
  3. Военно-историческое: ведение поисковой работы, сбор фактов и материалов об участниках различных военных событий.
Программа по дополнительному образованию “Мой край северный” способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:
  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, поселка;
  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;
  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
  • владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
  • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.
Предполагаемые результаты программы “Мой край северный” включают следующие формы контроля:
  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития Ямала);
  • рецензирование знаний;
  • тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);
  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ).
В связи с тем, что часто учащиеся выполняют исследовательские проекты по своей инициативе, и с учетом направленности познавательных интересов целесообразно при оценке результата деятельности использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку или портфель достижений учащегося.
Содержание программы
Основным содержанием программы “Мой край северный” является выполнение общественно полезных заданий, направленных на открытие, изучение и описание неизвестных или малоизвестных фактов истории, географии, природы и культуры Ямала, проведение тематических уроков, экскурсий и других видов краеведческо-туристической деятельности. Деятельность школьников и педагогов по программе “Мой край северный” определяется тематическими блоками:
  1. Летопись родных мест.
  2. Родословие.
  3. Военные события.
  4. Природное наследие.
  5. Этнография.
Тематические блоки-модули программы “Мой край северный”
1. Блок модуль “Летопись родных мест”:
1.1. “Национальные поселки. Загадки топонимики”.
1.2. “Наши земляки”.
“История школы”.
Цель блока-модуля: организация деятельности по созданию летописи края с древних времен до сегодняшнего дня.
Задачи:
  • восстановление памяти об исчезнувших национальных поселках;
  • изучение истории города Надым, поселков, поселений коренных народов;
  • воссоздание истории, связанной с историей освоения и развития края;
Основные формы деятельности:
  • проведение экскурсий, походов к местам исчезнувших поселений;
  • подготовка историко-краеведческих путеводителей, атласов, карт.
Ожидаемые результаты:
  • создание хроник, летописей поселков г. Надыма и Надымского района;
  • формирование банка краеведческих данных.
2. Блок модуль “Родословие”:
2.1. “Древо жизни”.
2.2. “Семейные традиции и обряды”.
Цель: приобщение учащихся к научно – исследовательской работе через изучение исторического родословия.
Задачи:
  • обучение учащихся методам исследовательской работы: приё...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.25 | Просмотров: 4935

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340