Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Зачетная форма преподавания курса истории Россия и мир в ХХ и XXI веке в 11-м классе - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Зачетная форма преподавания курса истории Россия и мир в ХХ и XXI веке в 11-м классе


Автор(ы): Божедомова Лариса Аркадьевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
При планировании курс новейшей истории (68 часов в год) разбивается на блоки-темы так, чтобы учащиеся могли рассматривать отечественную историю в контексте мировой и выделять общие закономерности и специфические особенности исторического процесса в различных странах:
Тема 1. Россия в мировом развитии на рубеже XIX–XX веков. (8 часов)
Тема 2. Первая мировая война. (6 часов)
Тема 3. Развитие индустриальных стран в 1920–1930 годы. (10 часов)
Тема 4. Вторая мировая война. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. (11 часов)
Тема 5. СССР и мировое развитие в эпоху “холодной войны”. (10 часов)
Тема 6. Модернизационные процессы в мире к.XX века – н.XXI века. (11 часов)
Тема 7. Особенности духовной жизни человека в XX веке. (10 часов)
Резерв – 2 часа.
Структура блока:

Структура учебного процесса состоит из набора взаимосвязанных частей (зачетов), последовательно выводящих учащихся на реконструктивный, конструктивный, творческий уровни усвоения знаний. Каждый зачет видоизменяет усвоенное знание, делая его более прочным, более богатым оттенками и оперативным. И происходит это потому, что ученик на каждом уровне не только самостоятельно углубляет содержание знания, т.е. узнает новые его связи, но и усваивает другие виды содержания образования – опыт выполнения способов деятельности по образцу и опыт творческой деятельности.
  1. “Вход”.
  2. Цель: подготовить восприятие учащимися целостного блока темы и ее осмысление; создать эмоциональное настроение, личностное отношение к теме, вызвав поток ассоциаций и воспоминаний уже знакомого (по первому концентру) материала; познакомить с планом изучения темы.
    Форма работы: школьная лекция с элементами беседы, изучение Карты темы, оформление таблицы ответов к Зачету 1.
  3. Зачет 1. (минимальный)
  4. Цель: дальнейшее осмысление учебного материала, вывести учащихся на уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания; изучение нового на уровне описания фактов, явлений, событий и их воспроизведение без существенных изменений (репродуктивный уровень усвоения знания), формирование общеучебных умений: самостоятельно работать с различными источниками информации, выделение главного и т.п.
    Форма работы: самостоятельная письменная работа учащихся (или в парах по желанию) с набором разнообразных заданий, помещенных в Карте темы (см. Приложение 1); работа с учебником, картой, словарем, хронологической таблицей и прочими источниками информации.
  5. Коррекция.
  6. Цель: выявление пробелов в первичном усвоении знаний с целью немедленного их устранения.
    Форма работы: фронтальная и индивидуальная работа с учащимися; активное применение самоанализа, само- и взаимоконтроля выполнения заданий Зачета 1.
  7. Зачет 2.(основной)
Цель: возвращение и углубленное изучение ранее изученного материала, расширение знаний и вывод их на уровень (конструктивный) готовности к применению их в сходных условиях, по образцу, путем переконструирования знаний первого уровня с помощью выделения главного, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей изучаемых фактов и явлений и других приемов мыслительной деятельности.
Форма работы:
самостоятельное планирование результата и письменное выполнение учащимися дифференцированных заданий (помещенных в Карте темы) с правом выбора и с использованием различных источников информации.
5. Коррекция.
Цель: контроль, оценка степени усвоения основного учебного материала, выявление пробелов во вторичном усвоении знаний и их устранение.
Форма работы: по итогам проверки ученики делятся на две группы: достигших и не достигших ранее спланированного результата по установленным показателям. Достигшие усвоения могут изучать дополнительный материал, приступать к выполнению Зачета 3, помогать отстающим, либо просто могут быть свободны до начала следующего зачета. Основное же внимание уделяется тем, кто нe смог продемонстрировать усвоение основного учебного материала. С ними организуется вспомогательная учебная деятельность, которая завершается проверкой в форме индивидуального собеседования.
6. Зачет 3.(продвинутый)
Цель: закрепление и систематизация знаний, полученных ранее; во время “третьего погружения” учащиеся учатся применять полученные знания в новых, нестандартных ситуациях, обучаются умениям творческого применения знаний в ходе самостоятельной поисковой деятельности.
Форма работы: при знакомстве с планом изучения темы (на этапе “Вход”) учащимся предлагается выбрать творческое задание (помещенные в Карту темы), для того чтобы спланировать работу по его выполнению еще в ходе изучения темы. Каждое из заданий сопровождается четкой инструкцией по выполнению или советами учителя. В качестве заданий может быть предложено: создание своих контрольных работ, картотек, блоков схем, тестов по изучаемой теме. А также: написание рефератов, рецензий, очерков, устные сообщения, подготовка докладов и многое другое.
Выполнение работы может быть по выбору: индивидуальным, парным или групповым.
7. Зачет 4.(контрольный)
Цель: итоговый контроль, выявление степени овладения системой знаний по теме и комплексом усвоения навыков и умений учащихся.
Форма работы: контрольная работа для самостоятельного выполнения без использования источников информации. Работа содержит вопросы и задания разного уровня трудности. Для объективности оценки желательно, чтобы она была составлена независимым экспертом, администрацией, коллегами.
8. “Выход”.
Цель: подведение итогов изучения темы, обобщение и приведение всего пройденного в систему.
Форма работы: анализ учителем выполнения контрольного Зачета; демонстрация самых лучших творческих работ; проведение дискуссий, просмотр художественного или документального фильма по теме с последующим обсуждением и другое.
Приложение 1.
Карта темы: “Модернизационные процессы в мире конца XX – начала XXI веков”.
Количество часов на изучение: 11 часов
Зачет 1. (минимальный)
Информация по выполнению работы: ответы помещайте в таблицу ответов (в тетради); работу выполняйте индивидуально или по желанию в парах; из всех предложенных заданий вы можете выбрать любые по желанию, но не забывайте, что критерии оценки: “5” – 70 баллов, “4” – 55 баллов, “3” – 40 баллов (1 балл за каждый правильный ответ); время на выполнение работы – 90 минут (2 урока); при выполнении работы вы можете пользоваться учебниками (Н.В.Загладина и О.В.Волобуева, главa 9) и другими источниками информации.
Задание 1. Основные понятия.
А) Ответьте одним словом.
1. Обновление, переход к боле высокому типу производства – …………
2. Ограничение на участие в какой - либо деятельности – ….
3. Избиратели, граждане государства, имеющие право голоса – ………
4. Процесс приобретения независимости бывшими колониями – ………….
5. Сближение, сглаживание различий, в частности, между капитализмом и социализмом, СССР и Западом – ……….
6. Переход государственной собственности в частные руки – …………
7. Стремление какой-либо области страны или народа к отделению – ……….
8. Наложение запрета, ареста на ввоз или вывоз другими странами товаров или валютных ценностей; коллективная мера давления на государство – …….
9. Отказ от обязательств погашения внешних и внутренних долгов страны – ……
10. Сближение государств, имеющих общие цели и принципы экономической, социальной политики, политические идеалы на основе разделения труда и формирования единых государств – ……….
Б) Дайте определение.
Плюрализм, “обновление социализма”, “шоковая терапия”, референдум, многопартийная система, “бархатная революция”, правовое государство, глобализация экономики, постсоветское пространство, маргиналы, “новые индустриальные страны”, дискриминация, финансовый кризис, постиндустриальное общество.
Задание 2. Основные даты.
Найдите соответствие между предложенными датами и событиями:
1986, 1989, 1988-90, 1991, 1993, 1995, 1997, 2000, 2001, 2002г.
1) переход стран ЕС на единую валюту;
2) избрание Президентом Российской Федерации В.В.Путина;
3) катастрофа на АЭС в Чернобыле;
4) миротворческая операция в Боснии;
5) атака террористами зданий Всемирного торгового центра в Нью-Йорке;
6) подписание соглашения о союзе Белоруссии и России;
7) вывод советских войск из Афганистана;
8) демократические революции в Восточной Европе;
9) принятие новой Конституции РФ;
10) распад СССР.
Задание 3. Имена.
А) Кто есть кто?
1. Лидер Румынии, в течение многих лет осуществлявший авторитарное управление; в результате народного восстания в 1989 году был отстранен и казнен.
2. Основатель фирмы “Майкрософт”, создатель финансовой империи, считается самым богатым человеком в мире.
3. Один из участников попытки государственного переворота в августе 1991 года в Москве, вице-президент СССР, создавший новый орган власти ГКЧП.
4. Генеральный секретарь ЦК КПСС, проводивший меры по укреплению трудовой дисциплины, борьбе с коррупцией и теневой экономикой.
5. Премьер-министр Великобритании с 1979 по 1990 годы, прозванная “железная леди”.
6. Лидер независимого профсоюза “Солидарность”, президент Польши.
7. Американский президент, из-за сложной двухступенчатой системы избрания победил на выборах, не имея поддержки большинства избирателей.
8. Президент Югославии, привлеченный к суду Международным трибуналом в Гааге как военный преступник, ответственный за нарушения прав человека и возникновение межнациональных конфликтов.
9. Первый президент Российской Федерации.
10. Президент самопровозглашенной в 1991 году независимой Чечни.
Б) Соотнеси имя и страну:
1. Чили а) Р.Рейган
2. Испания б) Ф.Гонсалес
3. США в) Э.Блэр
4. Великобритания г) А.Пиночет
В) Соотнеси имя и партию:
1. ”Выбор России” а) Зюганов Г.А.
2. ЛДПР б) Явлинский Г.
3. КПРФ в) Гайдар Е. Т.
4. Яблоко г) Жириновский В.В.
Задание 4. Основные вопросы.
А) Перестройка в СССР.

Вставьте пропущенные слова вместо цифр.

Перестройка в СССР.
Годы: с…1…по…2….
Автор:……3………...
Цель: создание информационного общества на базе …4….ценностей.
Основные направления:
Экономика (“ускорение”) ……5(название)…….(“гласность”) Внешняя политика(“………6……..”)
– Ускоренное развитие экономики.– Расширение самостоятельности ……7
– Расширение …8…трудовой деятельности.
– Внедрение элементов …9…..экономики.
– Переосмысление истории нашей страны.– Реабилитация.
– Омолаживание …10……
– Демократизация.

– Создание …11……..государства.
– Прекращение “холодной войны”.– Интеграция.
– Радикальное сокращение …12…….

– Провозглашение ценностей …13…….., а не классовых.
Б) Неоконсервативная политика стран Западной Европы и США в 1980-90 гг. тест.
1. Неоконсерватизм стал решающим фактором формирования информационного общества в Западной Европе и США. А) да б) нет в) частично
2. Назовите основные признаки неоконсервативной идеологии:
а) возрождение традиционных ценностей, таких как семья, религия, школа;
б) уважение закона и порядка;
в) поддержка идеи “общества всеобщего благоденствия”;
г) активное вмешательство государства в экономику;
д) повышение налогов на предпринимателей;
е) воспитание патриотизма и предпринимательства.
3. Основные признаки социально-экономической политики неоконсерватизма:
а) снижение государственных расходов;
б) строгая централизация;
в) приватизация муниципальной собственности;
г) модернизация и автоматизация производства;
д) сокращение средств на социальные нужды;
е) возрастающая роль малого бизнеса.
4. В международных отношениях неоконсерватизм:
а) ускорил развитие интеграционных процессов;
б) обострил проблему “Север-Юг”;
в) вернул мир в эпоху “холодной войны”.
5. Правительства, принявшие идеи неоконсерватизма:
а) М.Тетчер в Великобритании;
б) У.Клинтона в США;
в) Г.Коля в ФРГ;
г) Ф.Миттерана во Франции.
В) Российская Федерация в 1992-2000 гг. Верно ли что?
1. В начале 1992 года в стране начались экономические реформы с целью перехода к рыночной экономике?
2. Наиболее успешной была ваучерная приватизация, в результате которой многие граждане России приобрели права акционеров предприятий?
3. Проводимые реформы открыли новые возможности страны, но в то же время сопровождались падением уровня жизни большей части населения?
4. Итогом конституционного конфликта осенью 1993 года было принятие новой Конституции РФ?
5. В условиях углубления социально-экономических проблем, связанных с реформами, все же удалось избежать обострения межнациональных отношений?

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.27 | Просмотров: 2005

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340