Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Предпрофильная подготовка в 8-м классе - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Предпрофильная подготовка в 8-м классе


Автор(ы): Кукуева Зоя Александровна, директор, учитель логики и физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Занятие № 1.
Цели:
углубление и расширение знаний учащихся о суждении как логической форме мышления. Закрепление умений определять состав суждений (термины, связку, квантор). Обучение детей навыкам работы с учебным текстом на основе технологий ИНЛОККС. Соблюдение преемственности в изучении темы (5, 7 классы).
Задачи:
  1. Расширить знания учащихся о суждении: простые и сложные суждения; классификация суждений по различным основаниям;
  2. Продолжить формировать навык работы с текстом на основе составления граф-семы вида: 1) деление и классификация; 2) операция описания внешних свойств объекта; 3) операция описания структуры, строения объекта, его связь с другими объектами;
  3. Учить выполнять и представлять экспресс-проекты в условиях ограниченного времени;
  4. Формировать коммуникативную культуру.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, набор схем по теме; раздаточный материал на каждую из работающих групп.

Ход занятия

1. Фаза вызова.

Урок начинается с просмотра слайдов:
Слайд 1. Мы приступаем к изучению третьей темы из большой главы “Суждения”. Что сегодня мы знаем о суждениях? (Определение, связь суждения с предложением, составные части суждения, математическая формула).
Слайд 2. Предполагаемый ответ ученика на вопрос слайда: “Учитель спрашивал о направлении электрического тока, а ученик составил в ответ суждение об электрическом токе. Т. е. субъект предполагаемого суждения, по которому сформулирован вопрос, и субъект ответа ученика не совпадают. Следовательно, даже при истинности его суждения ответ не верный”.
Слайд 3. Как вы думаете, кто прав в этом случае? А как вы думаете, почему такая горячность у спорящих? (Им не хватает аргументов, для доказательства своей правоты. Наверное ни один из них не смог правильно построить суждение, чтобы убедить другого).
Слайд 4. Любые споры и разногласия решаются т.о., если люди слышат друг друга, и правильно строят аргументацию своих рассуждений.
Учитель:
На основе суждений строятся наши высказывания, обоснования, доказательства, ведутся споры, выстраивается аргументация.
Для уяснения сущности суждений, а также их роли в практической деятельности человека большое значение имеет их научная классификация.
Давайте еще раз вспомним, что нам уже известно о суждениях.
Учащиеся:
Мы знаем, что такое суждение (т.е. его определение), из каких частей оно состоит и как выражается в языке.
Учитель:
Сегодня наша задача познакомиться с видами суждений. Т. е. речь пойдет о делении суждений на виды. Чтобы правильно выполнить операцию деления, надо выбрать для этого основания. Что может выступать в качестве основания для деления? (Свойства). Для суждения? (Состав суждения, свойства терминов S и P, характер связки.)

2. Далее работа с учащимися строится в группах (Три группы по 3-5 человек).

Учащиеся двух групп получают для работы приведенный ниже текст, набор граф-схем (первая группа пустые, вторая заполненные) и задание, состоящее из двух частей. Третья группа получает только заполненные граф-схемы и задание, также состоящее из двух частей. Учащимся предлагается выполнить первую часть задания.
Задание для первой группы.
I. Первая часть:
  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Определите сколько оснований для деления суждений на виды обозначено в данном тексте. Какие это основания.
  3. Проверьте, достаточно ли заготовок схем у вас имеется.
  4. Соотнесите каждую схему с конкретным основанием для деления. Подпишите соответствующее основание под каждой схемой.
  5. Заполните схемы.
II. Вторая часть:
Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям.
  1. Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
  2. Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
  3. Заполните заготовку.
Задание для второй группы.
I. Первая часть:
  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. У вас есть граф-схемы, где представлено делений суждений по различным основаниям, убедитесь в их правильности.
  3. Дайте краткое описание каждого вида суждений.
  4. Составьте формулы суждений, представленных в граф-схемах.
II. Вторая часть:
Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям.
  1. Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
  2. Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
  3. Заполните заготовку.
Задание для третьей группы.
I. Первая часть:
  1. Внимательно изучите предложенные вам граф-схемы.
  2. Определите сколько оснований для деления суждений на виды вам предложено. Какие это основания.
  3. Соотнесите каждую схему с конкретным основанием для деления. Подпишите соответствующее основание под каждой схемой.
  4. Используя граф-схемы, подготовьте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ.
  5. Попытайтесь дать краткую характеристику различных видов суждений.
II. Вторая часть:
Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям.
  1. Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
  2. Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
  3. Заполните заготовку.

Виды суждений

Все суждения можно разделить на две большие группы: простые и сложные. Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий: например, "Некоторые вулканы действуют".
Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным: например, "Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит".
Рассмотрим виды простых суждений, которые классифицируются по следующим основаниям.
1. По объему субъекта (по количеству).
Единичные – суждения, включающие утверждение или отрицание об одном предмете. Формула такого суждения:
Это S есть (не есть) P.
Так, суждение "Эрмитаж в Санкт-Петербурге – крупнейший музей России" – единичное суждение, так как объем субъекта включает конкретное учреждение культуры.
Частные суждения, в которых что-либо утверждается...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.27 | Просмотров: 1728

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340