Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Предпрофильная подготовка в 8-м классе
Автор(ы): Кукуева Зоя Александровна, директор, учитель логики и физики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Занятие № 1. Цели: углубление и расширение знаний учащихся о суждении как логической форме мышления. Закрепление умений определять состав суждений (термины, связку, квантор). Обучение детей навыкам работы с учебным текстом на основе технологий ИНЛОККС. Соблюдение преемственности в изучении темы (5, 7 классы). Задачи: Расширить знания учащихся о суждении: простые и сложные суждения; классификация суждений по различным основаниям; Продолжить формировать навык работы с текстом на основе составления граф-семы вида: 1) деление и классификация; 2) операция описания внешних свойств объекта; 3) операция описания структуры, строения объекта, его связь с другими объектами; Учить выполнять и представлять экспресс-проекты в условиях ограниченного времени; Формировать коммуникативную культуру. Оборудование: Мультимедийный проектор, набор схем по теме; раздаточный материал на каждую из работающих групп. Ход занятия 1. Фаза вызова. Урок начинается с просмотра слайдов: Слайд 1. Мы приступаем к изучению третьей темы из большой главы “Суждения”. Что сегодня мы знаем о суждениях? (Определение, связь суждения с предложением, составные части суждения, математическая формула). Слайд 2. Предполагаемый ответ ученика на вопрос слайда: “Учитель спрашивал о направлении электрического тока, а ученик составил в ответ суждение об электрическом токе. Т. е. субъект предполагаемого суждения, по которому сформулирован вопрос, и субъект ответа ученика не совпадают. Следовательно, даже при истинности его суждения ответ не верный”. Слайд 3. Как вы думаете, кто прав в этом случае? А как вы думаете, почему такая горячность у спорящих? (Им не хватает аргументов, для доказательства своей правоты. Наверное ни один из них не смог правильно построить суждение, чтобы убедить другого). Слайд 4. Любые споры и разногласия решаются т.о., если люди слышат друг друга, и правильно строят аргументацию своих рассуждений. Учитель: На основе суждений строятся наши высказывания, обоснования, доказательства, ведутся споры, выстраивается аргументация. Для уяснения сущности суждений, а также их роли в практической деятельности человека большое значение имеет их научная классификация. Давайте еще раз вспомним, что нам уже известно о суждениях. Учащиеся: Мы знаем, что такое суждение (т.е. его определение), из каких частей оно состоит и как выражается в языке. Учитель: Сегодня наша задача познакомиться с видами суждений. Т. е. речь пойдет о делении суждений на виды. Чтобы правильно выполнить операцию деления, надо выбрать для этого основания. Что может выступать в качестве основания для деления? (Свойства). Для суждения? (Состав суждения, свойства терминов S и P, характер связки.) 2. Далее работа с учащимися строится в группах (Три группы по 3-5 человек). Учащиеся двух групп получают для работы приведенный ниже текст, набор граф-схем (первая группа пустые, вторая заполненные) и задание, состоящее из двух частей. Третья группа получает только заполненные граф-схемы и задание, также состоящее из двух частей. Учащимся предлагается выполнить первую часть задания. Задание для первой группы. I. Первая часть: Внимательно прочитайте текст. Определите сколько оснований для деления суждений на виды обозначено в данном тексте. Какие это основания. Проверьте, достаточно ли заготовок схем у вас имеется. Соотнесите каждую схему с конкретным основанием для деления. Подпишите соответствующее основание под каждой схемой. Заполните схемы. II. Вторая часть: Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям. - Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
- Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
- Заполните заготовку.
Задание для второй группы. I. Первая часть: Внимательно прочитайте текст. У вас есть граф-схемы, где представлено делений суждений по различным основаниям, убедитесь в их правильности. Дайте краткое описание каждого вида суждений. Составьте формулы суждений, представленных в граф-схемах. II. Вторая часть: Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям. - Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
- Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
- Заполните заготовку.
Задание для третьей группы. I. Первая часть: Внимательно изучите предложенные вам граф-схемы. Определите сколько оснований для деления суждений на виды вам предложено. Какие это основания. Соотнесите каждую схему с конкретным основанием для деления. Подпишите соответствующее основание под каждой схемой. Используя граф-схемы, подготовьте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответ. Попытайтесь дать краткую характеристику различных видов суждений. II. Вторая часть: Любое суждение имеет и количественную, и качественную характеристики. Поэтому в логике применяется объединенная классификация суждений по этим основаниям. - Подумайте, сколько видов суждения получится при таком делении?
- Подумайте, какой при этом будет граф-схема.
- Заполните заготовку.
Виды суждений Все суждения можно разделить на две большие группы: простые и сложные. Простым называется суждение, выражающее связь двух понятий: например, "Некоторые вулканы действуют". Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным: например, "Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит". Рассмотрим виды простых суждений, которые классифицируются по следующим основаниям. 1. По объему субъекта (по количеству). Единичные – суждения, включающие утверждение или отрицание об одном предмете. Формула такого суждения: Это S есть (не есть) P. Так, суждение "Эрмитаж в Санкт-Петербурге – крупнейший музей России" – единичное суждение, так как объем субъекта включает конкретное учреждение культуры. Частные суждения, в которых что-либо утверждается...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.27 | Просмотров: 1728
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|