Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Применение эффективных педагогических технологий на уроках истории
Автор(ы): Федотова Нина Михайловна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Методика урока: урок - изучение нового материала с элементами эвристической беседы. Тип урока: урок - размышление. Цели урока: основываясь на базовых знаниях учащихся, полученных в основной школе, проанализировать причины сложного положения Руси в начале 13в., вспомнить основные события борьбы с крестоносцами и татаро-монголами. Особое внимание уделить выбору князей Александра Невского и Даниила Галицкого: причины выбора, сиюминутные и долгосрочные последствия выбора. Помимо общих умений и навыков, особое внимание уделить развитию логического мышления: анализу, сравнению, обобщению; а так же навыкам самостоятельной творческой работы с источниками. В рамках воспитания патриотизма и интереса к отечественной истории особое внимание обратить на чувство ответственности за судьбу страны. Оборудование урока: учебники, карта «Борьба против иноземных захватчиков в 13в.», схема «Цивилизационная альтернатива – 3», историческая литература, электронная доска, компьютер. Задействованные педагогические технологии: традиционная, перспективно – опережающее обучение, компьютерная технология, технология межпредметных связей, проблемные технологии, технология развития критического мышления, проектная технология. Межпредметные связи: литература, МХК (ИЗО), информатика. Использованная литература: историческая: Н. Карамзин, С. Соловьёв., Н. Костомаров, С. Платонов, Л. Гумилёв, Ю. Козлов, М. Любавский. Художественная: А. Блок, Н. Щербина. План урока 1 этап (подготовительный) учитель. На доске – эпиграф к уроку: «Тяжела ты, шапка Мономаха» - Тема урока - План урока
| учащиеся. Получают опережающее задание: проанализировать источники, ответить на вопрос: «Как оценивается выбор Александра Невского и Даниила Галицкого в трудах русских учёных».
| План урока 1)фронтальный опрос (домашнее задание) 2)изучение нового материала а) Натиск с Запада. б) Натиск с Востока. в) Цивилизационные альтернативы развития. г) Проблемное задание. д.) Закрепление и подведение итогов. -Проблема «Мы за ценой не постоим!?» (Какую цену пришлось заплатить Руси за цивилизационный выбор пути развития?) 2 этап (урок) 1. Оргмомент. 2. Опрос (фронтальный) - в каком состоянии находилась Русь к концу 12в? - причины феодальной раздробленности: - экономические -политические - Как оценивать период феод. раздробленности? Выводы: - процветание отдельных княжеств и - опасное положение в стратегическом отношении. 3. Новый материал Эвристическая беседа: - Натиск с Запада: -Причины? Цели? -Конкретные враги? Работа с картой. -Решающие битвы? -итоги -Натиск с Востока: -Откуда пришла опасность? Цели? -Два татаро-монгольских похода на Русь – работа с картой -Итоги Запись в тетрадь Русь между Западом и Александр Невский 1240г. – Невская битва (со шведами) 1242г. – Ледовое Побоище (немцы и датчане)
| Востоком 1 поход Батыя – на Северо-Восточную Русь 1237-1238гг. 2 поход Батыя – на Южную и Юго-Западную Русь ( 1239-1240гг.
| Итоги и выводы: -Ликвидирована ли раз и навсегда опасность с Запада? (нет!) - На востоке – Северо-восточная Русь – вассальная зависимость от Орды. (т.о. Русь по – прежнему в опасности, и князьям предстоит сделать нелёгкий выбор, поэтому что полноценно воевать на два фронта возможности нет). 3 этап. Показ комиксов по теме. Задание: сравнить и проанализировать цели крестоносцев и татаро-монголов Сделать логическое заключение: Из двух зол какое вам представляется меньшим? 4 этап. Заслушать выступления учащихся, получивших опережающее задание. Цель задания: проанализировать, какую оценку выбору князей Александра Невского и Даниила Галицкого дают историки прошлого и настоящего. Вывод: Историки признают нелёгкий выбор Александра Невского, подчёркивая в то же время цену, которую пришлось заплатить Руси за союз с Ордой. Проблемное задание: Так какую цену пришлось заплатить за сохранение веры, государственности и союзную помощь Орде? -Дань (выход), в т.ч. людьми (мастерами, женщинами) -Участие в войнах, которые вела Орда. -Разорение страны – нарастающее отставание от Европы -Разрыв связей с Европой. -Удар по городам – центрам формирования гражданского общества. -Ликвидация вече, демократических традиций. -Усиление власти князей – в отдалённой перспективе оформится самодержавие, напоминающее восточную деспотию. - Изменения в менталитете (рабская покорность, терпение, унизительное положение женщин в обществе) пример из литературы – Н. Щербина. Делаем выводы: черты какого типа цивилизационного развития усиливаются? Обобщение учителя За сохранение государственности и веры пришлось заплатить упущенными возможностями (в перспективе) создания гражданского общества, идеалами которого являются: правовое государство, права человека, демократия. Напрашивается вопрос (он поставлен в проблемном задании) – является ли цена непомерной? С другой стороны – Даниил Галицкий попытался получить помощь на Западе, в т.ч. у Папы Римского, в результате – потеря независимости. Вопрос сложный, я не знаю однозначного ответа. Может кто-то из вас? В любом случае, на государственных деятелях того времени лежало тяжёлое бремя ответственности. Я не случайно эпиграфом урока взяла эту пословицу. Вам теперь ясен её смысл. Пройдёт время, и вы будете решать судьбу страны, и вы наверное поняли, что власть – это не удовольствие. Это огромная, иногда, в годы испытания, непосильная ответственность. 4. Закрепление. -вспомним, какие цели ставили крестоносцы и татаро-манголы? Предъявляли ли претензии: На территорию Руси? На веру? На политическое устройство Руси? - На каких условиях князья получали в Орде ярлыки (покорность и выплата дани) -Политические последствия союза с Ордой -Сиюминутные (вассальная зависимость) -перспективные (разрыв с Западом и его ценностями) Добавление учителя: Было ещё одно, немаловажное для Европы, обстоятельство. Возможно, Русь, приняв удар на себя, спасла Европу от второй волны варварских нашествий. И лучше проиллюстрировать это примером из литературы: А.Блок «Скифы» 5. Задание на дом; анализ урока (совместно с учащимися), оценка работы учащихся. Урок № 2. 9 класс. История России. Тема урока: «Новая экономическая политика – НЭП» Методика урока: урок- изучение нового материала с элементами опроса (эвристическая беседа), поскольку учащиеся знают «старую» экономическую политику, т. е. « военный коммунизм», вполне возможно путём логических рассуждений выявить элементы НЭПа и обосновать их необходимость. Цели урока: опираясь на знания учащихся, выявить причины перехода к НЭПу, основные мероприятия НЭПа, выяснить, были ли уступки в области политики, попытаться определить характер НЭПа, резонанс внутри страны и за рубежом, итоги НЭПа, его судьба. На уроке следует продолжить формирование у учащихся умений и навыков аналитической работы; путём составления таблиц учащиеся научатся приводить свои знания в систему, кратко формулировать. Стимулировать интерес учащихся к истории своей страны. Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, карточки-задания, атласы, видеофильм « Россия XX век. 20-30 годы». План урока I . Оргмомент. II. Изучение нового материала. I. Предпосылки перехода к НЭПу: Совместная работа учителя и учащихся. Вопросы к учащимся: -Тема урока: «Новая экономическая политика-НЭП», раз новая, то по отношению к какой-то? ( Подвести учащихся к политике «военного коммунизма») -Вспомнить, когда и почему начала формироваться политика «военного коммунизма»? -Как большевики обосновали её? -Почему «военный»? -почему «коммунизм»? -Отношение к «военному коммунизму» крестьянства? Почему? -Как решался аграрный вопрос лидерами белого движения? Почему крестьяне из 2-х зол выбрали большевиков? (Дети должны вспомнить Декрет о земле и то, как решался земельный вопрос на территории белых.) -Итоги политики «Военного коммунизма» (учащиеся должны вспомнить разорение промышленности, с/х., финансов, недовольство крестьян, рабочих – чем?) Вывод: учащиеся его формулируют сами: обстановка накалилась, большевики вынуждены искать выход. Обратить внимание на вынужденный характер НЭПа, дети знают, что многие большевики именно так представляли себе коммунизм. Работа учителя: Новый материал – рассказ о крестьянской войне: -осень 1920 г. -политический лозунг «Советы без коммунистов» Примеры: Украина (Махно, др. атаманы), «антоновщина», Сибирь. Вывод: Идёт «малая гражданская война» Работа учащихся с картой и атласом. - Кронштадтский мятеж -недовольство рабочих: голод, нехватка сырья, безработица, забастовки. Совместная работа учащихся: -Работа с учебником, рабочей тетрадью. -Ознакомиться с данными таблицы и учебника – сделать выводы. -Ознакомиться с документами, ответить на вопросы. В результате ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.28 | Просмотров: 2450
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|