Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Путешествие в Андерсенландию
Автор(ы): Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - познакомить с жизнью и творчеством великого сказочника;
- подготовить к восприятию сказки Андерсена “Соловей”.
Оборудование: портрет Г.Х.Андерсена, персонажи сказок: Снежная королева, Русалочка, Солдат и Собака с сундуком из сказки “Огниво”, макет домика, в котором родился Г.Х. Андерсен, иллюстрации к его сказкам, рисунки учащихся, выставка книг. Дидактические материалы: отрывки из сказок Андерсена, тексты. Ход урока - Организационный этап.
- Вступительное слово учителя.
Презентация Урок я хочу начать с истории, которая произошла в одной датской школе два века назад. Один школьный учитель сказал своему ученику: “Вы глупый юноша, и из Вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать Ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики. О, Вы ещё у меня поплачете, верзила вы этакий!” Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже стукнуло 17 лет, и среди гимназистов-второклашек он, и правда, выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали, никто теперь не помнит. А непутевого ученика знают и любят дети и взрослые всего мира. - Ребята, как вы думаете, о ком эта история? Верно, эта история произошла с Гансом Христианом Андерсеном. Открываю на доске портрет сказочника. Слайд № 1. Итак, тема урока “Путешествие в Андерсенландию”. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Великого сказочника, узнаем много интересных фактов, ведь он был не только сказочником, но и … Впрочем, всё по порядку. Слайд № 2. - Беседа о сказках Г.Х.Андерсена.
Сначала немного поговорим о сказках Г.Х.Андерсена. - Читали ли вы сказки Г.Х.Андерсена?
- Назовите некоторые из них.
- Расскажите, о чем эти сказки?
- Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.
А теперь давайте проверим, как хорошо вы знаете сказки Г.Х. Андерсена. - Из шести произведений одно не принадлежит перу великого сказочника:
- “Оле-Лукойе”.
- “Принцесса на горошине”
- “Гадкий утенок”
- “Снежная королева”
- “Дикие лебеди”
- “Золотой гусь” (сказка братьев Гримм)
- Из шести предложенных предметов пять взяты из сказки “Огниво”. Какой лишний? Из какой он сказки?
- ранец
- сундук
- монеты
- оловянный солдатик
- сабля
- кремень
- Из какой сказки эта песенка: “Ах, мой милый Августин, Всё прошло, всё”?
- “Русалочка”
- “Гадкий утенок”
- “Снежная королева”
- “Дикие лебеди”
- “Свинопас”
- “Оле-Лукойе”
- Кому принадлежат эти предметы?
- зонтик (Оле-Лукойе)
- горошина (Принцессе из сказки “Принцесса на горошине”)
- санки (Кай “Снежная королева”)
- скорлупа грецкого ореха (“Дюймовочка”)
- бумажный кораблик (Стойкий оловянный солдатик)
- Под сколькими тюфяками и перинами была спрятана горошина в сказке “Принцесса на горошине”? (20 и 20)
- Что послужило Дурню Гансу посудиной и что он предложил в качестве подливки? (Старый деревянный башмак с отколотым передком и грязь)
Подвожу итог: “Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями, и я вижу, что сказки Г.Х. Андерсена вы читали внимательно”. - Рассказ о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена.
Ребята! А все ли знают о самом сказочнике? Как он пришел в литературу и стал писателем? Почему он сочинял сказки? О чем они? Неужели было время, когда люди жили без Русалочки и Оле-Лукойе? Неужели никто не восклицал: “А король-то голый!?” И гадкий утенок не догадывался о своем чудесном превращении в Лебедя? Кажется, они существовали всегда, как осенняя листва, небо и звезды, как шепот моря… … В Дании, скандинавской стране, расположенной на севере, в сознании народа жили представления о мифических существах, населявших леса, горы, реки. На почве народных представлений о силах добра и зла и вырос талант Андерсена. Позднее сам сказочник с благодарностью вспомнит свою родину, взрастившую его талант. Подготовленные ученики читают стихотворения Г.Х. Андерсена. В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало, На датском языке мать песни мне певала, Шептала сказки мне родимая моя… Люблю тебя, родных морей волна, Люблю я вас, старинные курганы, Цветы садов, родных лесов поляны, Люблю тебя, отцов моих страна! Вы берегов скалистые края, Где слышны взмахи крыльев лебединых, Вы, острова, очаг былин старинных, О Дания! О Родина моя! Г.Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в маленьком г. Оденсе на острове Фюн в семье бедняка-сапожника. Слайды №№ 3,4. Маленький Христиан не был баловнем судьбы: ведь башмачник не мог похвалиться особым достатком. Больше всего мальчик любил мечтать: придумывал необыкновенные истории и рассказывал их ленивому коту Карлу. Однажды случилось незабываемое: Ганс Христиан побывал в театре. Это посещение произвело на него такое огромное впечатление, что мальчик создал свой кукольный театр. Он даже придумал кукольный язык. Это была удивительная певучая смесь датского, немецкого, французского и английского языков. Андерсен шил новые костюмы и платья своим куклам-актерам. Он ходил по магазинам тканей и выпрашивал у продавцов лоскутки дорогих материй для кукольных костюмов. Особое место занимало в жизни писателя Рождество, и, конечно, украшение Рождественской ели: “Вот на ветвях повисли набитые сластями маленькие сетки, вырезанные из цветной бумаги, выросли золоченые яблоки и орехи, и закачались куклы – ни дать ни взять живые человечки; таких елка ещё не видывала. Наконец к ветвям прикрепили сотни разноцветных маленьких свечек – красных, голубых, белых, а к самой верхушке ели – большую звезду из сусального золота. Ну, просто глаза разбегались, глядя на всё это великолепие!” Слайд № 5. Но рядом была другая жизнь, будничная и суровая. Мать хотела, чтобы Христиан стал портным, но из этого ничего не вышло. Так подошел 1819 г., а вместе с ним та темная ночь, когда умер веселый башмачник. А потом была нужда, учеба в школе для бедных. Ганс Христиан долго умолял мать, и, в конце концов, она разрешила ему отправиться в Копенгаген в поисках судьбы. - Что ты там собираешься делать? – спросила его мать. - Я прославлю тебя, - ответил Андерсен и рассказал ей о том, что знал о замечательных людях, родившихся в бедности. - Сначала, конечно, придется много-много претерпеть, а потом и прославишься, - говорил он. Впереди были бедствия, скитания, затем театральное училище, классическая гимназия, университет. В 1828 г. Андерсен выпускает свою первую книгу. Имя его скоро становится известным, но датское общество и критика неустанно и долго ещё после того, как он получил всеобщее признание за границей, преследуют его за происхождение, за внешность, чудачества, грамматические ошибки, за нововведение в стиле, которое тоже расценивают как безграмотность. В 1833 г. после жестокой нужды Андерсен получает Королевскую стипендию и совершает первое большое путешествие по Европе, которое тут же начало приносить свои плоды. Первым из них был роман “Импровизатор” (1835), который сделал писателя известным за пределами Дании. Слайд № 6, 7. Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Франции, Швейцарии… Особенно нравилась ему Италия. Слайд № 8. В августе 1841 г. Андерсен начал записывать некоторые впечатления и мысли, навеянные путешествиями. В этих записках он показал достопримечательности виденных им стран и городов. Андерсен беспрерывно путешествовал, и где бы он ни был, всегда знакомился со своими любимыми писателями, музыкантами, художниками. Такие знакомства считал не только естественными, но и необходимыми. Они наполняли его ощущением свежести и собственной силы. И писал, писал, писал. Писал всюду, где его заставала жажда писать. Писал быстро, хотя потом долго и придирчиво правил свои рукописи. Путешествуя по Европе, не забывал он и родную Данию, особенно привлекала его западная часть острова Зеландия с многочисленными замками и роскошными поместьями. 12 замков неоднократно посещал Андерсен. Величественная архитектура зданий, диковинная парковая растительность будоражили воображение писателя, навевали сюжеты сказок. Так, гуляя в парке феодального поместья Баснес, Андерсен часто останавливался возле огромного дуба. Под ним долго размышлял и, видимо, в шелесте листьев могучего великана расслышал сказку “По-следний сон старого дуба”. Сказка “Гадкий утенок” была написана в 1842 г. в Гиссельфельдском аббатстве. Его громадный парк славился с множеством озёр, изобилием в них рыбы и водоплавающей птицы. Наблюдая за ними, Андерсен, должно быть, подслушал, как старая утка рассказывала молодежи необыкновенную историю белого лебедя, услышанную ею от своей бабушки. Вот так и рождаются сказки. А в замке Хольштайнборге, за огромным органом замковой церкви есть две комнатки, где жил сказочник, когда гостил в поместье. В них всё оказалось нетронутым: обстановка, как при жизни писателя, его личные вещи. Слайд № 9. Но писал не только пьесы и прозу. Его лирические стихотворения имели большой успех, и Дания вскоре признала его как поэта. Подготовленный ученик читает стихотворение. Картинка. Вьется змейкою дорожка; Покосившийся немножко Набок домик там стоит. Дверь с петель слететь грозит; Словно щурятся оконца От лучей вечерних солнца. Вьются ласточки… Щенок Лает, глядя на порог. На пороге, улыбаясь И с ребенком ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2185
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|