Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Путешествие в Андерсенландию - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Путешествие в Андерсенландию


Автор(ы): Клепач Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • познакомить с жизнью и творчеством великого сказочника;
  • подготовить к восприятию сказки Андерсена “Соловей”.
Оборудование: портрет Г.Х.Андерсена, персонажи сказок: Снежная королева, Русалочка, Солдат и Собака с сундуком из сказки “Огниво”, макет домика, в котором родился Г.Х. Андерсен, иллюстрации к его сказкам, рисунки учащихся, выставка книг.
Дидактические материалы: отрывки из сказок Андерсена, тексты.

Ход урока

  1. Организационный этап.
  2. Вступительное слово учителя.
Презентация
Урок я хочу начать с истории, которая произошла в одной датской школе два века назад.
Один школьный учитель сказал своему ученику: “Вы глупый юноша, и из Вас никогда не выйдет ничего путного. Вы собираетесь заняться бумагомаранием, но никто никогда не будет читать Ваши сочинения! Их будут скупать старьевщики. О, Вы ещё у меня поплачете, верзила вы этакий!” Ученик слушал, опустив голову. Он был длинный, нескладный. В ту пору ему уже стукнуло 17 лет, и среди гимназистов-второклашек он, и правда, выглядел нелепо. И все же злой учитель ошибался. Как его звали, никто теперь не помнит. А непутевого ученика знают и любят дети и взрослые всего мира.
- Ребята, как вы думаете, о ком эта история? Верно, эта история произошла с Гансом Христианом Андерсеном.
Открываю на доске портрет сказочника. Слайд № 1.
Итак, тема урока “Путешествие в Андерсенландию”. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Великого сказочника, узнаем много интересных фактов, ведь он был не только сказочником, но и … Впрочем, всё по порядку. Слайд № 2.
  1. Беседа о сказках Г.Х.Андерсена.
Сначала немного поговорим о сказках Г.Х.Андерсена.
  • Читали ли вы сказки Г.Х.Андерсена?
  • Назовите некоторые из них.
  • Расскажите, о чем эти сказки?
  1. Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена.
А теперь давайте проверим, как хорошо вы знаете сказки Г.Х. Андерсена.
  1. Из шести произведений одно не принадлежит перу великого сказочника:
  • “Оле-Лукойе”.
  • “Принцесса на горошине”
  • “Гадкий утенок”
  • “Снежная королева”
  • “Дикие лебеди”
  • “Золотой гусь” (сказка братьев Гримм)
  1. Из шести предложенных предметов пять взяты из сказки “Огниво”. Какой лишний? Из какой он сказки?
  • ранец
  • сундук
  • монеты
  • оловянный солдатик
  • сабля
  • кремень
  1. Из какой сказки эта песенка: “Ах, мой милый Августин, Всё прошло, всё”?
  • “Русалочка”
  • “Гадкий утенок”
  • “Снежная королева”
  • “Дикие лебеди”
  • “Свинопас”
  • “Оле-Лукойе”
  1. Кому принадлежат эти предметы?
  • зонтик (Оле-Лукойе)
  • горошина (Принцессе из сказки “Принцесса на горошине”)
  • санки (Кай “Снежная королева”)
  • скорлупа грецкого ореха (“Дюймовочка”)
  • бумажный кораблик (Стойкий оловянный солдатик)
  1. Под сколькими тюфяками и перинами была спрятана горошина в сказке “Принцесса на горошине”? (20 и 20)
  2. Что послужило Дурню Гансу посудиной и что он предложил в качестве подливки? (Старый деревянный башмак с отколотым передком и грязь)
Подвожу итог: “Молодцы! Вы хорошо справились с заданиями, и я вижу, что сказки Г.Х. Андерсена вы читали внимательно”.
  1. Рассказ о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена.
Ребята! А все ли знают о самом сказочнике? Как он пришел в литературу и стал писателем? Почему он сочинял сказки? О чем они?
Неужели было время, когда люди жили без Русалочки и Оле-Лукойе? Неужели никто не восклицал: “А король-то голый!?” И гадкий утенок не догадывался о своем чудесном превращении в Лебедя?
Кажется, они существовали всегда, как осенняя листва, небо и звезды, как шепот моря…
… В Дании, скандинавской стране, расположенной на севере, в сознании народа жили представления о мифических существах, населявших леса, горы, реки. На почве народных представлений о силах добра и зла и вырос талант Андерсена. Позднее сам сказочник с благодарностью вспомнит свою родину, взрастившую его талант.
Подготовленные ученики читают стихотворения Г.Х. Андерсена.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало,
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
Люблю тебя, родных морей волна,
Люблю я вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна!
Вы берегов скалистые края,
Где слышны взмахи крыльев лебединых,
Вы, острова, очаг былин старинных,
О Дания! О Родина моя!
Г.Х. Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в маленьком г. Оденсе на острове Фюн в семье бедняка-сапожника. Слайды №№ 3,4.
Маленький Христиан не был баловнем судьбы: ведь башмачник не мог похвалиться особым достатком. Больше всего мальчик любил мечтать: придумывал необыкновенные истории и рассказывал их ленивому коту Карлу.
Однажды случилось незабываемое: Ганс Христиан побывал в театре. Это посещение произвело на него такое огромное впечатление, что мальчик создал свой кукольный театр. Он даже придумал кукольный язык. Это была удивительная певучая смесь датского, немецкого, французского и английского языков. Андерсен шил новые костюмы и платья своим куклам-актерам. Он ходил по магазинам тканей и выпрашивал у продавцов лоскутки дорогих материй для кукольных костюмов.
Особое место занимало в жизни писателя Рождество, и, конечно, украшение Рождественской ели: “Вот на ветвях повисли набитые сластями маленькие сетки, вырезанные из цветной бумаги, выросли золоченые яблоки и орехи, и закачались куклы – ни дать ни взять живые человечки; таких елка ещё не видывала. Наконец к ветвям прикрепили сотни разноцветных маленьких свечек – красных, голубых, белых, а к самой верхушке ели – большую звезду из сусального золота. Ну, просто глаза разбегались, глядя на всё это великолепие!” Слайд № 5.
Но рядом была другая жизнь, будничная и суровая. Мать хотела, чтобы Христиан стал портным, но из этого ничего не вышло.
Так подошел 1819 г., а вместе с ним та темная ночь, когда умер веселый башмачник. А потом была нужда, учеба в школе для бедных.
Ганс Христиан долго умолял мать, и, в конце концов, она разрешила ему отправиться в Копенгаген в поисках судьбы.
- Что ты там собираешься делать? – спросила его мать.
- Я прославлю тебя, - ответил Андерсен и рассказал ей о том, что знал о замечательных людях, родившихся в бедности.
- Сначала, конечно, придется много-много претерпеть, а потом и прославишься, - говорил он.
Впереди были бедствия, скитания, затем театральное училище, классическая гимназия, университет. В 1828 г. Андерсен выпускает свою первую книгу. Имя его скоро становится известным, но датское общество и критика неустанно и долго ещё после того, как он получил всеобщее признание за границей, преследуют его за происхождение, за внешность, чудачества, грамматические ошибки, за нововведение в стиле, которое тоже расценивают как безграмотность.
В 1833 г. после жестокой нужды Андерсен получает Королевскую стипендию и совершает первое большое путешествие по Европе, которое тут же начало приносить свои плоды. Первым из них был роман “Импровизатор” (1835), который сделал писателя известным за пределами Дании.
Слайд № 6, 7.
Андерсену нравилось путешествовать. Будучи уже известным писателем, он побывал во многих странах: Англии, Франции, Швейцарии… Особенно нравилась ему Италия. Слайд № 8.
В августе 1841 г. Андерсен начал записывать некоторые впечатления и мысли, навеянные путешествиями. В этих записках он показал достопримечательности виденных им стран и городов.
Андерсен беспрерывно путешествовал, и где бы он ни был, всегда знакомился со своими любимыми писателями, музыкантами, художниками. Такие знакомства считал не только естественными, но и необходимыми. Они наполняли его ощущением свежести и собственной силы. И писал, писал, писал. Писал всюду, где его заставала жажда писать. Писал быстро, хотя потом долго и придирчиво правил свои рукописи.
Путешествуя по Европе, не забывал он и родную Данию, особенно привлекала его западная часть острова Зеландия с многочисленными замками и роскошными поместьями.
12 замков неоднократно посещал Андерсен. Величественная архитектура зданий, диковинная парковая растительность будоражили воображение писателя, навевали сюжеты сказок. Так, гуляя в парке феодального поместья Баснес, Андерсен часто останавливался возле огромного дуба. Под ним долго размышлял и, видимо, в шелесте листьев могучего великана расслышал сказку “По-следний сон старого дуба”. Сказка “Гадкий утенок” была написана в 1842 г. в Гиссельфельдском аббатстве. Его громадный парк славился с множеством озёр, изобилием в них рыбы и водоплавающей птицы. Наблюдая за ними, Андерсен, должно быть, подслушал, как старая утка рассказывала молодежи необыкновенную историю белого лебедя, услышанную ею от своей бабушки. Вот так и рождаются сказки.
А в замке Хольштайнборге, за огромным органом замковой церкви есть две комнатки, где жил сказочник, когда гостил в поместье. В них всё оказалось нетронутым: обстановка, как при жизни писателя, его личные вещи. Слайд № 9.
Но писал не только пьесы и прозу. Его лирические стихотворения имели большой успех, и Дания вскоре признала его как поэта.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Картинка.
Вьется змейкою дорожка;
Покосившийся немножко
Набок домик там стоит.
Дверь с петель слететь грозит;
Словно щурятся оконца
От лучей вечерних солнца.
Вьются ласточки… Щенок
Лает, глядя на порог.
На пороге, улыбаясь
И с ребенком ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2185

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340