Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Простой эксперимент по физике в основной школе - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Простой эксперимент по физике в основной школе


Автор(ы): Григорьева Жанна Владимировна, методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Единый принцип подбора опытов – простота используемой материальной базы экспериментатора. Большинство экспериментов не требует специальных приборов, т.к. используются любые подсобные бытовые материалы. Это позволяет сделать физический эксперимент простым, доступным, вынести его за рамки урока и, таким образом, решить задачу формирования экспериментальных методов познания.
Организационные формы эксперимента
демонстрационный
фронтальный
домашний
Требования к физическому эксперименту
Эксперимент
должен быть
  • Выразительным – при постановке эксперимента должны быть максимально убраны отвлекающие побочные явления.
  • Надежным – при повторении эксперимента не должно быть расхождения результатов.
  • Кратковременным – при демонстрации должна выдерживаться оптимальная скорость поступления информации.
  • Доступным – необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и имеющиеся знания, умения, навыки.
  • Конкретным – эксперимент должен отражать смысл конкретного учебного материала.
  • Оформленным – наблюдения, результаты и выводы должны быть представлены в письменной или устной форме.
Этапы мыслительной деятельности при проведении эксперимента
  1. Предварительный анализ ожидаемого результата на основе теории урока, интуиции и жизненного опыта.
  2. Выделение главного фактора.
  3. Отделение внешних помех.
  4. Объяснение результатов, в том числе и отрицательных.
Рекомендуемая схема оформления результатов.
Делали:
Наблюдали
Вывод

Первоначально отрабатывается на уроке в ходе фронтального эксперимента в классе. Задания домашних экспериментов желательно сопровождать схематическими рисунками.
7 класс.
Тема “Силы”

Опыт 1.
Проверьте
значение силы трения в нашей жизни (для этого предложите ученикам поднять наполненную водой бутылку, предварительно намылив руки).
Опыт 2.Возьмите линейку и положите ее горизонтально на указательные пальцы рук. Не торопясь, перемещайте пальцы к центру линейки. Почему линейка двигается неравномерно: то по одному, то по другому пальцу?
Опыт 3.Продемонстрируйте значение трения покоя, показав как на одной спичке можно поднять 14 спичек. Положите на стол спичку так, чтобы ее головка выступала за край стола, сверху поперек нее положите еще 14 спичек, попеременно головками в разные стороны. Если поверх них положить еще одну строго над первой, то всю конструкцию можно поднять в воздух за головку нижней спички.
Опыт 4.“Утонувший наперсток”.
Воткните
в пшено, насыпанное в стакан, наперсток отверстием вверх, погрузив его полностью. Постукивайте стакан ладонью по дну легкими и частыми ударами, при этом от сотрясения уменьшается трение покоя между зернами, пшено становится похожим на жидкость и наперсток немного всплывает, затем наклоняется набок, черпает крупу и постепенно тонет.
Опыт 5.“Вихревые кольца”.
Разведите
темно-фиолетовый раствор марганцовки. В стеклянную банку, заполненную водой, с помощью пипетки влейте несколько капель марганцовки с высоты 1-2 см. Капля, упав в воду, превращается в кольцо правильной формы, которая, опускаясь на глубину, постепенно увеличивается в размере. Капля в воде в результате сопротивления расплющилась, а при движении, в результате трения о воду, края капли заворачиваются.
Опыт 6.“Тормоз в яйце”.
Натяните
на 2 яйца (сырое и крутое) по длине резиновое колечки. С помощью проволочных крючков привяжите к ниткам и подвесьте. Теперь каждое яйцо поверните на равное количество оборотов. Отпустите яйца. Крутое будет быстро вращаться, а сырое быстро остановится.
Опыт 7.“Воздушные кольца” (опыт Роберта Вуда).
Прорежьте на дне плотной картонной коробки (размером около 20х15х15 см) круглые отверстия диаметром 5 см. Затяните резиной от воздушного шарика или заклейте хорошей рисовальной бумагой противоположную отверстию часть коробки. Положите готовую коробку на бок. Удар по мембране выгонит из противоположенного отверстия невидимое кольцо воздуха. Толчок воздуха можно почувствовать ладонью. Более чувствительно будет пламя свечи. Кольца воздуха можно сделать видимыми, если внутрь коробки положить консервную банку с куском тлеющей ваты.
Тема “Давление”
Опыт 1. Изготовьте простейший датчик давления жидкости. Для этого нужна полупрозрачная пластиковая бутылка, например от шампуня. Отрежьте у бутылки дно и замените его резиновой мембраной. Сначала налейте в бутылку подкрашенной жидкости - мембрана прогнется. У детей напрашивается ложный вывод о зависимости давления жидкости от ее массы. Теперь опустите бутылку в аквариум, чем глубже -тем меньше становится прогиб мембраны. И когда уровни жидкости в банке и аквариуме сравняются, мембрана примет горизонтальное состояние, что говорит о равенстве давлений, т.е. давление жидкости зависит от высоты столба. Эксперимент можно продолжать погружая банку дальше, при этом мембрана прогнется вверх.
Опыт 2.“Банка — хулиганка”.
Сделайте
с помощью гвоздя и молотка много отверстий в дне жестяной банки из-под кофе (наподобие решета), и одно отверстие большего размера - в крышке. Теперь наполните банку водой, закройте крышку и поднимите вертикально из воды, закрывая пальцем отверстие в крышке - вода не льется, но стоит только приподнять палец с дырки в крышке, снизу хлынет поток, похожий на душ.
Опыт 3.Подберите две пробирки разных диаметров так, чтобы одна легко входила в другую. В большую налейте воды и вставьте меньшую, между стенками пробирок будет вода, с помощью резинки отметьте место уровня дна меньшей пробирки, а теперь переверните пробирки вверх дном. Пробирка, находящаяся внутри, медленно начнет подниматься вверх, причина - атмосферное давление
Опыт 4.Опыт с бананом.
Всем известен опыт с яйцом, которое втягивается через горлышко молочной бутылки, после того, как внутри сгорает бумага. Этот опыт можно сделать интереснее, если в горлышко бутылки вставить не до конца очищенный банан. Втягиваясь в бутылку, он одновременно и очистится.
8 класс.
Тема "Температура"

Опыт №1
Возьмите 2 одинаковых стакана, налейте в один стакан кипяток на 3/4 и сразу накройте его листом бумаги. Поставьте на лист вверх дном пустой стакан так, чтобы его края совпадали с нижним. В верхнем будет наблюдаться конденсат.
Опыт №2
Демонстрация расширения воздуха при нагревании. Пустую колбу с широким горлом затяните тонкой резиновой пленкой от воздушного детского шара. Подогрейте колбу на малом огне. Пленка, закрывающая отверстие колбы, раздувается и принимает форму шарообразного купола.
Опыт №3
"Ползущий стакан". Под один край стекла длиной около 40 см подложить два спичечных коробка. Смочить края стакана из тонкого стекла водой и поставить вверх дном на стекло. Поднести к нему горящую свечу и стакан медленно поползет. Это объясняется тем, что при нагреве воздух в стакане расширяется и чуть приподнимает стакан, но не может выйти наружу т.к. мешает вода, трение уменьшается и стакан ползет вниз.
Тема "Внутренняя энергия"
Опыт №1
Возрастание внутренней энергии при нагревании. Стеклянную колбу, наполовину заполненную водой, закройте пробкой с резиновой трубкой со стеклянным наконечником, который опустите в стакан с водой. Воздух в колбе нагрейте на пламени спиртовки или свечи. Нагретый воздух вытесняет из колбы воду. Вода переходит в стакан, отчего плавающий в нем брусок, опущенный в воду в качестве ориентира, поднимается вверх, то есть совершается работа.
Опыт №2
Выделение тепла при гашении извести.Вариант 1. В пробирку положите немного негашеной извести и залейте ее водой. Вода быстро закипит.
Вариант 2. 1,5 стакана мелко раскрошенной негашеной извести уложите горкой посреди глубокой тарелки и измерьте температуру термометром. Внутрь извести поместите сырое яйцо. Смочите водой в количестве 0,5 литра. При соприкосновении с водой известь начинает превращаться в рыхлый белый порошок - гашеную известь. Измерьте температуру. Когда процесс гашения извести прекратится, выньте яйцо и убедитесь, что оно сварилось.
Опыт №3
Над двумя спиртовками установите металлические подставки с двумя листами железа и асбеста размером 15*15 см. На них положите по спичке и начните нагрев. Через некоторое время спичка на железном листе вспыхивает, а асбест слегка нагреется.
Опыт №4
Теплопроводность меди. На конце толстой медной проволоки длиной 15-20 см сделайте петлю так, чтобы в ней удерживалась спичечная головка. Закрепите проволоку горизонтально в лапке штатива, в петлю вставить спичку. На расстоянии 5 см от спички нагревайте проволоку на пламени свечи или спиртовки
Опыт №5
Возьмите учебные весы и закрепите в лапках штатива. Уравновесьте. Если снизу под одну из чашек поднести горящую спичку на расстоянии 10 см, весы быстро выходят из равновесия.
Тема "Электрический ток"


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.30 | Просмотров: 2106

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340