Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Бинарный урок Культура Японии - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Бинарный урок Культура Японии


Автор(ы): Ребизова Мария Михайловна, учитель истории; Виноградова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  1. Дать общее представление о культуре Японии.
  2. Познакомить с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии.
  3. Раскрыть своеобразие и неповторимость японской культуры.
Задачи урока:
  1. Обучать умению выражать словами свои чувства.
  2. Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух.
  3. Воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла.
Средства оснащения урока: компьютер; мультимедиапроектор; традиционный японский костюм – кимоно; презентации “Культура Японии”, “Садово-парковое искусство”, “Театр Кабуки” из “Библиотеки электронных наглядных пособий для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений Мировая художественная культура” Министерства образования РФ, 2003 год; традиционная японская музыка барабанов тайко, музыка театра Кабуки из “Библиотеки электронных наглядных пособий для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений Мировая художественная культура” Министерства образования РФ, 2003 год; выставка книг о Японии и предметов, иллюстрирующих достижения культуры изучаемой страны.
Глоссарий урока: Кабуки, Ноо, сад Реандзи, хайку (хокку).
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок ведут учитель МХК и учитель истории. Один из них в традиционной японской одежде – кимоно.
Учитель МХК:
…Тихий полдень.
Свет все и всем нам прощает.
Мои глаза
Сейчас совсем пусты
И ничего не видят.
Но свет проникает в пустоту…
Конэтива.
Учитель истории: Здравствуйте. Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Ответы детей – Культура Японии).
Учитель истории: По каким признакам вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(Ответы детей – одежда учителя, урок начат с приветствия по-японски, с трехстишия)
Учитель МХК: Вы правы. Сегодня мы вновь окунемся в восхитительный мир японской культуры.
На доске открывается тема урока.
Объявляются цели и задачи занятия, ставится проблемное задание.
Учитель истории: Культура любой страны носит какие-либо отличительные черты. Не исключение и культура Японии. Как называют свою страну сами японцы?
(Ответы детей – Страна Восходящего Солнца)
Учитель истории: Правильно. “Одно во всем и все в одном” – этот буддийский постулат является одним из ключевых принципов японской культуры. Она является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Начиная с X–XI вв. она непрерывно развивалась, а с 1600 по 1850 гг. сегуны династии Токугава поставили небывалый эксперимент со временем: заперлись на своих островах и на два с половиной века начисто оградили подданных от воздействия внешней среды. В ту самую пору, когда мир стремительно менялся, Япония жила без ощущения времени. Все оставалось неизменным или менялось неестественно медленно. Тогда и получило творческое развитие национальное своеобразие этой страны. И когда по прошествии нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской живописи, театра и литературы.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель МХК: Мы с вами уже знакомились на прошлом уроке с некоторыми элементами этой уникальной культуры. Для того, чтобы вновь вернуться туда, в эту загадочную страну, необходимо сдать экзамен, показав свои знания, полученные ранее.
Сейчас внимание на экран. Ваша задача – на карточках после просмотра слайдов написать ответ на поставленный вопрос. По окончании вы сдаете свои работы, а затем сможете проверить себя с помощью слайдов.
Демонстрация презентации “Домашнее задание”.
(Вопросы для проверки домашнего задания:
  1. Самое старое из сохранившихся архитектурных сооружений Японии близ Нары. (Монастырь Хорюдзи.)
  2. С какой целью были созданы такие сооружения, как замки Хакуродзе, Химедзи? (Для обороны, защиты в период междоусобных войн.)
  3. Древнейшая столица Японии. (Нара.)
  4. Как называется данный вид японского искусства? (Укиё-э, цветная гравюра.)
  5. Каково значение японской скульптуры нэцке? (Брелок-подвеска.)
  6. Как называлось искусство изображения красавиц? (“Бидзинга”.)
  7. Название традиционной национальной одежды жителей Японии. (Кимоно.)
3. Изучение нового материала
Звучит традиционная японская музыка для театра Кабуки.
Учитель МХК: Эта музыка, которую вы сейчас слышали, известна и любима всеми жителями Японии. Какой вид искусства, по-вашему, она может сопровождать?
(Ответы детей)
Учитель истории: В Киото, второй столице Японии, есть памятник знаменитой Окуни, считающейся родоначальницей театра Кабуки. Слово “кабуки” является существительным, образованным от глагола “кабуку”, который буквально означает “отклоняться”. Почему же театр, который имеет почти 400-летнюю историю, был так назван? Поможет нам в этом разобраться (имя ученика).
Сообщение о театре Кабуки.
Демонстрация презентации “Театр Кабуки и театр Ноо”.
Учитель истории: Многие обычаи театра Кабуки живы и поныне – например, штраф, налагаемый на актера, который совершил на сцене какой-нибудь промах. Провинившийся должен угостить каждого актера, кто был занят в эпизоде, миской лапши. Если сцена была большой, штраф получался нешуточный.
Театральное искусство Японии отражает всю многогранность культуры. Ни один росток, пробившийся на этой почве, не умирает. Древнее и новое мирно живут бок о бок. Классические театральные формы неп...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2011.08.31 | Просмотров: 2863

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340