Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Бинарный урок Культура Японии
Автор(ы): Ребизова Мария Михайловна, учитель истории; Виноградова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - Дать общее представление о культуре Японии.
- Познакомить с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии.
- Раскрыть своеобразие и неповторимость японской культуры.
Задачи урока: - Обучать умению выражать словами свои чувства.
- Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух.
- Воспитывать культуру слушателя, эмоциональное восприятие музыки, стихов, живописи.
Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Средства оснащения урока: компьютер; мультимедиапроектор; традиционный японский костюм – кимоно; презентации “Культура Японии”, “Садово-парковое искусство”, “Театр Кабуки” из “Библиотеки электронных наглядных пособий для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений Мировая художественная культура” Министерства образования РФ, 2003 год; традиционная японская музыка барабанов тайко, музыка театра Кабуки из “Библиотеки электронных наглядных пособий для учащихся 10–11-х классов общеобразовательных учреждений Мировая художественная культура” Министерства образования РФ, 2003 год; выставка книг о Японии и предметов, иллюстрирующих достижения культуры изучаемой страны. Глоссарий урока: Кабуки, Ноо, сад Реандзи, хайку (хокку). Ход урока 1. Организационный момент. Урок ведут учитель МХК и учитель истории. Один из них в традиционной японской одежде – кимоно. Учитель МХК: …Тихий полдень. Свет все и всем нам прощает. Мои глаза Сейчас совсем пусты И ничего не видят. Но свет проникает в пустоту… Конэтива. Учитель истории: Здравствуйте. Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы детей – Культура Японии). Учитель истории: По каким признакам вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы детей – одежда учителя, урок начат с приветствия по-японски, с трехстишия) Учитель МХК: Вы правы. Сегодня мы вновь окунемся в восхитительный мир японской культуры. На доске открывается тема урока. Объявляются цели и задачи занятия, ставится проблемное задание. Учитель истории: Культура любой страны носит какие-либо отличительные черты. Не исключение и культура Японии. Как называют свою страну сами японцы? (Ответы детей – Страна Восходящего Солнца) Учитель истории: Правильно. “Одно во всем и все в одном” – этот буддийский постулат является одним из ключевых принципов японской культуры. Она является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Начиная с X–XI вв. она непрерывно развивалась, а с 1600 по 1850 гг. сегуны династии Токугава поставили небывалый эксперимент со временем: заперлись на своих островах и на два с половиной века начисто оградили подданных от воздействия внешней среды. В ту самую пору, когда мир стремительно менялся, Япония жила без ощущения времени. Все оставалось неизменным или менялось неестественно медленно. Тогда и получило творческое развитие национальное своеобразие этой страны. И когда по прошествии нескольких веков перед миром наконец открылась богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на последующее развитие европейской живописи, театра и литературы. 2. Проверка домашнего задания. Учитель МХК: Мы с вами уже знакомились на прошлом уроке с некоторыми элементами этой уникальной культуры. Для того, чтобы вновь вернуться туда, в эту загадочную страну, необходимо сдать экзамен, показав свои знания, полученные ранее. Сейчас внимание на экран. Ваша задача – на карточках после просмотра слайдов написать ответ на поставленный вопрос. По окончании вы сдаете свои работы, а затем сможете проверить себя с помощью слайдов. Демонстрация презентации “Домашнее задание”. (Вопросы для проверки домашнего задания: - Самое старое из сохранившихся архитектурных сооружений Японии близ Нары. (Монастырь Хорюдзи.)
- С какой целью были созданы такие сооружения, как замки Хакуродзе, Химедзи? (Для обороны, защиты в период междоусобных войн.)
- Древнейшая столица Японии. (Нара.)
- Как называется данный вид японского искусства? (Укиё-э, цветная гравюра.)
- Каково значение японской скульптуры нэцке? (Брелок-подвеска.)
- Как называлось искусство изображения красавиц? (“Бидзинга”.)
- Название традиционной национальной одежды жителей Японии. (Кимоно.)
3. Изучение нового материала Звучит традиционная японская музыка для театра Кабуки. Учитель МХК: Эта музыка, которую вы сейчас слышали, известна и любима всеми жителями Японии. Какой вид искусства, по-вашему, она может сопровождать? (Ответы детей) Учитель истории: В Киото, второй столице Японии, есть памятник знаменитой Окуни, считающейся родоначальницей театра Кабуки. Слово “кабуки” является существительным, образованным от глагола “кабуку”, который буквально означает “отклоняться”. Почему же театр, который имеет почти 400-летнюю историю, был так назван? Поможет нам в этом разобраться (имя ученика). Сообщение о театре Кабуки. Демонстрация презентации “Театр Кабуки и театр Ноо”. Учитель истории: Многие обычаи театра Кабуки живы и поныне – например, штраф, налагаемый на актера, который совершил на сцене какой-нибудь промах. Провинившийся должен угостить каждого актера, кто был занят в эпизоде, миской лапши. Если сцена была большой, штраф получался нешуточный. Театральное искусство Японии отражает всю многогранность культуры. Ни один росток, пробившийся на этой почве, не умирает. Древнее и новое мирно живут бок о бок. Классические театральные формы неп...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.08.31 | Просмотров: 2863
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|