Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Роль технологии психолого-педагогического сопровождения в обновлении содержания образования на практике
Автор(ы): Дикова Лариса Геннадьевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала» В.П. Беспалько Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. В настоящее время категорию «педагогическая технология» понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое понимание категории «педагогические технологии» разделяют и психологи. Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса можно рассматривать как общую технологию деятельности психологов. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в МОУ СОШ №5 ориентировано на запросы участников образовательного процесса и решает задачи, определенные потребностями школы по созданию условий для развития личности учащихся, сохранения их психологического здоровья. Содержание психолого-педагогического сопровождения включает в себя: - отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка на всех этапах школьного обучения,
- создание психолого-педагогических условий для всестороннего развития личности ребенка, его успешного обучения через целевую реализацию психолого-педагогических технологий,
- создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы психического развития и обучения.
В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре. Так, в процессе отслеживания психолого-педагогического статуса учащегося можно использовать разные диагностические схемы. В МОУ СОШ №5 специалистами психологической службы используются несколько схем: - диагностика-дифференциация психической нормы и патологии (прежде всего в отношении отклонений умственного развития);
- определение зоны и содержания психологического конфликта учащегося (в отношениях со сверстниками, педагогами и взрослыми, в самоотношении). Методы: метод сказки, анкета «Характеристики взаимодействия в системе «ученик-ученик», «Характеристики взаимодействия в системе «ученик-учитель», опросник Кеттела, ПДО, «Hand-test», «СПА» Диймонда и Роджерса. С развитием информационных технологий у психологов появилась возможность использовать компьютерные методики «Келли», тест Люшера, и др.;
- выявление специфических особенностей личности и психического статуса учащегося, провоцирующих отклонение в поведении, обучении или развитии ребенка.
Использование различных диагностических методик играет важную роль в раннем выявлении проблем развития детей, позволяет предупредить появление дальнейших отклонений, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социализации. Существенную роль в механизме выявления группы «риска» играет исследование адаптации учащихся к требованиям учебного процесса, окружающей среде. В параллелях 1, 5, 10-х классов педагогами-психологами школы ежегодно проводятся диагностические минимумы с целью раннего выявления и устранения причин и проявлений школьной дезадаптации. Анализ уровня адаптации учащихся 1-х классов показывает, что в 2007-2008 учебном году 87% учащихся успешно адаптировались к новым условием обучения (против 74% в 2006-2007 учебном году). Количество дезадаптированных детей составляет 9 учащихся (13%), что свидетельствует о снижении этого показателя в сравнении с прошлым учебным годом. Данная тенденция связана с организацией адаптационных мероприятий в начале каждого учебного года. Всего 2007-2008 учебном году в 1-х классах было проведено адаптационных 9 занятий по темам: «Первый раз в первый класс. Знакомство. Я и мое имя», «Урок и переменка», «Учение свет, а не учение – тьма». На занятиях использовались обучающие игры - занимающие важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения и развития. Исследование уровня адаптации учащихся 5-х классов в 2007-2008 учебном году показало, что 81% учеников имеют высокий уровень адаптации (в 2006-2007 учебном году этот показатель составил 72%), 14% - средний уровень (против 26% в прошлом учебном году), дезадаптированых нет (в 2006-2007 учебном году этот показатель составил 2 %). Анализ показателей позволяет говорить о положительной динамике и, это явилось логическим следствием использования психолого-педагогических технологий: проведение групповой психопрофилактической работы. Всего в 2007-2008 учебном году с учащимися 5-х классов проведено 12 занятий по темам: «Давайте познакомимся!», «Что такое пятый класс?», «Мы и наше настроение», «Мы и наши привычки». Тем не менее, исследование выявило учащихся, имеющих повышенный уровень показателей по шкалам: «страх проверки знаний», «уровень тревожности», «страх самовыражения». С такими учащимися была проведена индивидуальная коррекционно-развивающая работа. В 2007-2008 учебном году 80% учащихся 10-го класса успешно адаптировалось к новым учебным условиям (в сравнении с 2006-2007 учебным годом этот показатель снизился на 18,4%). У 20% учащихся выявлены показатели ниже нормы (в 2006-2007 учебном году этот показатель составил 1,6%). Анализ причин, подтвержденный показателями психологического исследования, позволяет говорить о том, что 94% учащихся 10-го класса имеют интернальную направленность личности, у таких учащихся процесс адаптации более растянут во времени. В 10 классе были проведены 5 психопрофилактических групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, развитие внутригрупповой коммуникации. С учащимися, нуждавшимися в коррекционно-развивающей работе, были проведены индивидуальные занятии в количестве 12. Работа по содействию в создании благоприятного психологического климата является приоритетной, так как основой развития личности и психического здоровья учащихся является состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения в процессе образовательной деятельности. В рамках этой деятельности психологами МОУ «СОШ №5» ежегодно проводится «Неделя психологии». Данное мероприятие представляет собой череду игр и эстафет: «Цвет дня», «Письмо другу», «Город помощи», «Интервью», «Следопыт» и др.; интеллектуальных викторин для учащихся всех классов. В первый и последний дни «Недели» помощники педагогов-психологов выпускают газеты с информацией о мероприятиях и о результатах их проведения. На протяжении всей «Недели психологии» каждый класс принимает участие в нескольких мероприятиях, способствующих развитию групповой структуры и процессов, определяющих внутригрупповой климат. Так, в процессе исследования характеристик психологического климата классных коллективов, наблюдается динамика групповой сплоченности: в 2005-2006 учебном году средний групповой индекс сплоченности (по методике Сишора) в параллели 7-х составлял - 11 (ниже среднего), в 2006-2007 учебном году – 13, в 2007-2008 учебном году - 15 (средний уровень). В параллели 8-х в 2005-2006 учебном году составлял - 11 (ниже среднего), в 2006-2007 учебном году – 14, в 2007-2008 учебном году - 15,5 (средний уровень). Повысился социометрический статус учащихся. Одним из направлений обновления содержания образования является предпрофильная и профильная подготовка учащихся, проведение элективных курсов. В рамках психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся психологом старшего звена на протяжении 2006-2007 и 2007-2008 учебных годов проводились циклы групповых просветительских занятий, на которых учащиеся имели возможность исследовать свои личностные черты, профессиональные предпочтения и склонности, обучались планировать свою карьеру. Всего в 2007-2008 учебном году проведено 87 занятий, в которых приняли участие 250 человек. Данные, полученные в процессе проведения психодиагностик на занятиях, были доведены до сведения участников. Результатом данной деятельности явились показатели исследований: снижение уровня тревожности у учащихся, связанной с определением личной профессиональной перспективы, осознание своих индивидуальных особенностей. В 2007-2008 учебном году с учащимися 9-х классов был проведен курс элективных занятий по программе: «Альтернативный выбор, или психология социально успешной личности». Элективный курс посетили 35 учащихся (в 2006-2007 учебном году - 15 чел...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2011.10.01 | Просмотров: 1307
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|